Re: Когда-то...давным-давно...

Разговоры обо всем. Свободные темы.

Модераторы: гаврош, mr ego

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 04 июл 2014, 11:50

Вид с колокольни Крестовоздвиженской церкви на Крестовой горе.

Изображение
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

Аватара пользователя
Мастер
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 9562
Зарегистрирован: 03 апр 2009, 11:35
Откуда: Иркутск
Репутация: 521

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение Мастер » 04 июл 2014, 12:14

BUm писал(а):Изображение
Водонапорная башня на ул."Большая Русиновская" - после 1917 "Коминтерна" - с 1961 года "Байкальская"

Мой дед Андриян Иннокентьевич 1910 года рождения рассказывал мне, что когда был молодым, имея собственного коня с телегой и бочкой - на этой водокачке (вроде бы покупал) покупал воду (а может все таки брал бесплатно) - но развозил он эту воду потом за деньги по дворам. И мне вот запала сумма - 3 копейки за бочку, может я путаю что то... Так вот рассказывал он мне об этом когда мы ходили в баню на Байкальской, тоже старое было сооружение.
Делись знаниями, это - путь к бессмертию.

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 04 июл 2014, 13:46

Изображение

Крестовоздви́женская це́рковь (также Це́рковь Воздвиже́ния Че́стного и Животворя́щего Креста́ Госпо́дня, Це́рковь Воздвиже́ния Креста́) — православный храм в Иркутске.
Один из старейших православных храмов Иркутска.
В 1717—1719 годах на Крестовой горе была построена первая деревянная двухэтажная церковь, которую освятил митрополит Филофей (Лещинский). В мае 1747 года вместо деревянной заложили каменную церковь. Строительство церкви закончилось к зиме 1760 года.
16 апреля 1851 года в церкви венчался Геннадий Невельской. В 2008 году в память об этом событии на стене храма была установлена мемориальная доска.
Свою известность церковь получила благодаря уникальной декоративной пластике фасадов. Богатая и обильная орнаментация занимает всё пространство внешних стен. Сложнейшие узоры созданы комбинацией простых геометрических фигур, присутствует растительный орнамент.Рисунок позволяет предположить влияние прикладного искусства местных народностей.
Единственный храм в Сибири, в котором полностью сохранились интерьеры XVIII века.

Изображение

1747–1758 (ул. Седова, 1 (ул. Верхняя Амурская)).

У подножия Крестовой горы вскоре после основания города был установлен крест, отметивший место будущей женской обители, для которой отмежевали значительное количество земли. Монастырь был учрежден в 1690, по благословению митрополита Павла, но фактически так и не был устроен, поскольку город быстро увеличивался и земли вокруг храма вскоре оказались застроены обывательскими домами. В 1717–1719 на горе построили деревянную двухэтажную церковь, которую в мае 1720 собственноручно освятил тобольский митрополит Филофей Лещинский. Нижний придел посвятили Преподобному Сергию Радонежскому; верхний – Святой Троице; боковой, пристроенный в 1733, – Пресвятой Богородице. В дальнейшем на месте алтаря первой деревянной церкви в 1817 поставили каменный памятник, в виде каменной стены длиной 3,25 сажени, с тремя главами и надписью на доске.

Каменную церковь, вместо древней деревянной на Крестовской горе, заложили в 1747 на средства иркутского посадского И. Ф. Амосова (часто строителем храма ошибочно называют Ф. Щербакова, подававшего прошение на устройство церкви в 1740, но не получившего архипастырского разрешения). В мае 1747 началось возведение нового храма, законченное к лету 1758. В 1779 на пожертвования купцов С. Дудоровского и З. Щегорина пристроили теплый северный придел. Первоначально как деревянная, так и каменная церковь, именовались Троице-Сергиевскими, но поскольку в городе имелась еще одна Троицкая церковь, то для удобства церковь на горе переименовали в Крестовоздвиженскую. Церковь имела следующие приделы: главный – первоначально освящен 4 июня 1758 иркутским епископом Софронием во имя Пресвятые Живоначальные Троицы и переосвящен 24 сент. 1867 во имя Воздвижения Креста Господня; северный в трапезе – освящен 11 сент. 1758 во имя Воздвижения Креста Господня и переосвящен 26 сент. 1867 во имя Успения Божией Матери; южный в трапезе – освящен 13 дек. 1760 во имя Успения Божией Матери и переосвящен 26 сент. 1867 во имя Живоначальные Троицы; с левой стороны теплого северного придела – освящен 25 ноября 1779 и повторно 12 окт. 1852 во имя Живоносного Источника Божией Матери; с правой стороны того же северного придела – освящен 16 окт. 1804 во имя Спаса Вологодского и переосвящен 19 сент. 1852 во имя Николая Чудотворца; в 1766 под Успенским приделом устроили придел во имя Сергия Радонежского, но впоследствии его упразднили.

В 1860-е старое крыльцо церкви заменили двухэтажным притвором в стиле ампир по проекту иркутского архитектора В. А. Кудельского. В конце XIX, после пожара 1897, перестроили завершение колокольни. Удачно найденные пропорции и форма венчания придали зданию большую выразительность. Каменную ограду с 39 коваными решетками построили в 1852. С северной стороны ее длина достигала 62 сажени, с западной – 41 сажень.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

В первые годы советской власти признается уникальная ценность Крестовоздвиженской церкви, и она ставится Восточно-Сибирским музеем на учет как памятник архитектуры высшей категории (постановление Иркутского губисполкома от 1925). Но уже в 1933 постановлением ВСКИК от 26 февр. было решено закрыть Крестовоздвиженскую церковь, а в здании устроить антирелигиозный музей. В 1943 церковное здание возвращено верующим, и 19 июля того же года освящен главный Крестовоздвиженский престол. С 1948 согласно постановлению СМ РСФСР церковь стоит на государственной охране, а в 1960 она с окружающими ее строениями (ограда с воротами, богодельня, два жилых дома) объявлена памятником федерального значения (№ 1327 от 30 авг. 1960). С 1986 по 1995 проводились реставрационные работы: снята поздняя обмазка, восстановлена красно-белая окраска. Удачное расположение храма на возвышенности, у пересечения главных улиц города, обеспечивает цельное восприятие памятника среди старинной деревянной застройки. Даже сейчас церковь остается одной из главных доминант центра города. Учет градостроительной ситуации определил многоплановую композицию с выразительными силуэтами венчаний. В объемной композиции чрезвычайно активны два придела, объединенные широкой трапезной. Двухсветный четверик холодного храма завершается тремя контрастно убывающими малыми восьмериками. Фигурный купол храма и грушевидные венчания восьмериков над приделами имеют очень сложный и пластичный абрис. В общей композиции усматривается сходство с храмом-ступой в индийском зодчестве. С западной стороны композицию замыкает вертикаль ярусной колокольни.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим служил настоятелем Крестовоздвиженской церкви в чине архимандрита с 1988 по 1990 год.

Изображение

Изображение

Свою известность Крестовоздвиженская церковь получила все же не из-за объемно-планировочного решения, а благодаря уникальной декоративной пластике фасадов. Богатая орнаментация заполняет все поле внешних стен, почти не оставляя свободных плоскостей. Сложнейшие узоры созданы комбинацией простых геометрических фигур, обогащенных тонким плетением растительного орнамента.

Изображение

Изображение
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 07 июл 2014, 12:58

Казанская церковь

Изображение

Закладка здания церкви прошла 27 июля 1885 в Ремесленной слободе, по улице Знаменской, рядом с Острожным мостом. В 11 часов утра от Иркутского Казанского кафедрального собора пошёл крестный ход. Освящение совершил архиепископ Вениамин.

Для сооружения храма был создан Строительный комитет. Строительству храма содействовал почетный гражданин Иркутска, золотопромышленник и меценат Александр Михайлович Сибиряков. Во время подготовки к строительству первоначальный замысел постройки Никольской церкви был отвергнут, и строящийся храм был освящен во имя Казанской иконы Божьей матери, воплотив в себе более высокое смысловое содержание православной веры: Казанская Богоматерь — заступница земли Русской.

В то время в Иркутске жили искусные резчики, позолотчики, серебряных дел мастера, иконописцы, которые приняли участие в оформлении внутреннего убранства храма. Но из многих талантливых мастеров, строивших и украшавших Богородице-Казанскую церковь, до нас дошло имя лишь цехового резчика Владимира Федоровича Каратаева, которым были выполнены иконостасы и клиросы для всех трех приделов церкви.

В устроении Казанской церкви участвовали не только священники, но и многие состоятельные прихожане, жертвовавшие не только деньги, но и дарившие иконы, священные сосуды и книги, шитые золотом покровы и облачение для священников. Отделка и украшение церкви были полностью завершены к Пасхе 1892 года.

9 апреля 1892 преосвященным епископом Макарием совершено освящение церкви. Правый придел во имя святого Николая Чудотворца освящён за ранней литургией кафедральным протоиереем.


Изображение

Изображение

После революции Богородице-Казанская церковь оставалась действующей еще восемнадцать лет. Но в 1936 ее постигла та же судьба, что и многие храмы России — она была закрыта. С 1936 в церкви сменилось много хозяев, и каждый из них внес свою лепту в ее разрушение. Здесь находился склад базы книготорга, и курсы киномехаников, и завод «Сибирский сувенир».

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

В конце 1980-х Иркутским областным Советом народных депутатов было вынесено решение о восстановлении памятника. Осенью 1988 восстановительные работы начало творческо-производственное объединение "ЛАД". Проект реставрации был создан ведущим архитектором иркутских реставрационных мастерских Л.И. Гуровой. В октябре 1990 малое предприятие «Возрождение» продолжило восстановление. Реставрация храма проводилась за счет добровольных пожертвований организаций и жителей Иркутска.

Изображение

Изображение

Воссозданная в своем первоначальном виде Богородице-Казанская церковь представляет собой неповторимый в своей красоте памятник. Она является свидетельством огромного таланта безымянного архитектора и иркутских умельцев. Церковь отличается величавостью и колоссальностью форм.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 07 июл 2014, 15:12

Иркутский Вознесенский монастырь

Монастырь Вознесения Господня и Иннокентия, Епископа Иркутского (Вознесенский иркутский монастырь) — мужской православный монастырь в Иркутске. Основан старцем Герасимом в 1669, одновременно с деревянной Спасской церковью, в четырёх верстах от Иркутского острога, в густых лесах на противоположном берегу Ангары. В 1764 вошел в число обителей третьего класса, в 1797 — второго, в 1836 возведен в первый класс; с 1861 стал общежительным. Всего к началу ХХ века число проживающих в нем колебалось от 150 до 200 человек. Почти все храмы на территории монастыря разрушены в 1930-е, кроме церкви во имя Сретения Господня (Успенской).

Изображение

Основание монастыря было положено старцем Герасимом с братией – людьми всякого чина и звания, в том числе, и монахами, которые пришли в эти края вместе со строителями Иркутского острога. В 1669 году они удалились от острога на пять верст вниз по течению реки Ангары и здесь на левом берегу в местности, окруженной лесами и болотами, приступили к возведению первых домиков пустыни. Строители облюбовали невысокий холм, с которого открывался прекрасный вид на местность. «Мимо монастыря с восточной стороны Ангара быстро катит воды величественного Байкала. Исходящие из лона ее зеленобархатные острова, за ними зеленеющие долины, а там цепь гор, высящихся к небу одна перед другою... образуют в царствовании жизни природы прекрасный ландшафт». Созданию обители содействовали начальник иркутского острога боярский сын Иван Максимович Перфильев, казачий пятидесятник Иван Турчанин, преосвященный Корнилий, митрополит Сибирский и Тобольский, выдавший строителям благословенную грамоту в «двадцать седьмое лето (1672 год. – С. М.) царствования Царя и Великого князя Алексея Михайловича». Первой постройкой стала деревянная церковь Вознесения Господня, отнес и монастырь получил название Вознесенского. Эта церковь и церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа (1672 г.) Иркутского острога явились первыми культовыми православными постройками на Иркутской земле.

Изображение

К этому времени братией, состоявшей из трех иеромонахов, одного иеродьякона и нескольких монахов, построены были келий и ограда, которую строители провели по границе холма, повторив в плане его очертания неправильного четырехугольника. Прошло семь лет, уже не было в живых отца Герасима, когда все постройки погибли в огне пожара. Возродилась обитель только к 1678 году иждивением старца Исайи с помощниками, ими были заново построены и церковь, и кельи, возобновлена ограда. Несколько лет спустя возведена была церковь во имя Тихвинской Божией Матери, освященная в 1692 году, ставшая впоследствии знаменитой.

Изображение

В эти годы царской грамотой были отданы во владение монастыря «довольное количество земли сенокосной и хлебопашной и лесов». Земли эти стали заселяться людьми, идущими отовсюду в Сибирь с надеждой лучшей жизни. Монастырь оказывал пришлым людям материальную помощь для первоначального обзаведения. Из монастырских пашенных крестьян образовались вотчины, которые впоследствии выросли в деревни и села: Китойское, Бадайское, Мальтийское, Холмушенское, Баклашинское и другие. Одна из ближайших к монастырю заимок – Жилкинская – превратилась со временем в Подгородно-Жилкинское селение, ставшее посадом монастыря. В 1704 году игуменом монастыря Макарием в 62-х верстах вниз по течению Ангары был основан соляной завод, приносивший доходы и снабжавший солью всю округу. Позднее вокруг завода образовалось село Усолье (ставшее много лет спустя городом Усолье-Сибирское), старинный центр солеварения в Сибири. С 1710 года монастырю принадлежала деревня Голоустная с рыбными ловлями на Байкале; некоторое время он владел Посольским Спасо- Преображенским монастырем и Братской Спасской пустынью при Братском остроге, впоследствии упраздненной. В 20-годы XVIII в. у Иркутского монастыря было 52 двора в деревнях и «в них крестьян мужского пола с малолетними 195 душ», к 1755 году таковых стало 464 души.

http://5.firepic.org/5/images/2014-07/0 ... p5oj3t.jpg

Еще в 1727-1731 годах в стенах монастыря жил первый самостоятельный епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий Кульчицкий, человек высоких нравственных качеств, честный и неподкупный. Он был назначен главой епархии после двух неудачных попыток отправится начальником духовной миссии в Китай: глава мисси в высоком сане епископа, по-видимому, пугал китайцев и не был ими принят. Для монастыря же пребывание епископа имело большое значение: обитель в эти годы являлась центром епархиального управления, что выдвигало ее в ряду других монастырей. Репутация ее была достаточна для того, чтобы продолжить развиваться и возвышаться даже тогда, когда преемники Иннокентия переселились в город. Спустя много лет после смерти Иннокентия (1731 г.) имя епископа вновь связывается с историей монастыря. Указом Святейшего Синода тело архиерея, пробывшего нетленным многие годы, не тронутое огнем во время истребительного пожара 1783 года, признаются за совершенные Святые мощи, прославляется и открывается для всенародного чествования. 9 февраля 1805 года мощи торжественно переносятся в соборную Вознесенскую церковь (на фото фотографом И. М. Портнягиным запечатлено торжественное шествие с мощами Св. Иннокентия 9 февраля 1905 г. в день столетия со дня открытия их), в 1808 году помещаются в кипарисовый гроб и раку из чистого серебра. Хотя, как свидетельствуют некоторые источники, еще до описанных событий в народе сложилось прочное убеждение в том, что мощи Иннокентия – святые, обладают чудесным свойством исцеления от недугов.

Изображение

Иннокентий (Иван Кульчицкий; 1680 или 1682, Черниговская губерния — 27 ноября 1731, Иркутск) — епископ Русской Православной церкви; с 15 января 1727 епископ Иркутский и Нерчинский, первый правящий православный епископ Восточной Сибири (бывшие до него Иркутские епископы имели статус викариев Тобольской митрополии). Прославлен Российской церковью в лике святых 1 декабря 1804 (третья по времени — после прославления Димитрия Ростовского и Феодосия Тотемского; память 26 ноября по юлианскому календарю и в третью неделю по Пятидесятнице (Собор Галицких святых) и Санкт-Петербургских святых.

Изображение

Монастырь в эти годы быстро отстраивается, заменяя деревянные постройки на каменные. За 1767-1809 годы построены три каменные церкви, одноэтажный настоятельский корпус, часовня над могилой схимонаха Герасима, тогда же монастырь опоясан каменной оградой, имевшей в окружности 220, а высоту до 2-х саженей. С 1797 года монастырь значится второклассным, а с 1836 года возведен в первый класс. Значительно увеличено содержание из казны, на площадях в 150 десятин земли распахиваются новые поля, устраивается скотный двор, маслобойный и кирпичный заводы. В 1883 году для улучшения миссионерской деятельности при монастыре учреждается кафедра викарного епископа с наименованием его Киренским, с этого времени обитель именуется Иркутским Вознесенским Св. Иннокентия первоклассным общежительным мужским монастырем. Численность живущих в нем в разные периоды значительно колеблется: в 1900 году население его составляло 250 человек, а 1914 году – только 143 человека, из которых: один настоятель, семь иеромонахов, один архидьякон, девять иеродьяконов, один схимонах, восемь монахов, шесть указных послушников, шестьдесят два испытуемых послушников, тридцать два ученика, один учитель, двенадцать служащих и рабочих и три коровницы. Ежегодные доходы к концу прошлого века составили 50 тысяч рублей.

Изображение

1. Соборный храм Вознесения Господня. 1872 г. Архитектор В. А. Кудельский.
2. Тихвинская церковь. 1692 г.
3. Успенская церковь с трапезной. 1783 г.
4. Смоленская церковь. 1809 г.
5. Колокольня над Святыми воротами. 1881 г.
6. Двухъярусная часовня над прахом основателя монастыря старца Герасима. 1802 г.
7. Часовня над могилой архимандрита Синессия. 1865 г.
8. Святой колодец. После 1840 г.
9. Ризница монастыря. 1907 г.
10. Братский корпус. Первая треть XIX в.
11. Новый братский корпус с настоятельскими покоями на 2-м этаже. 1898 г.
12. Старый настоятельский корпус, в котором в начале XX века помещалась монастырская церковно-приходская школа с общежитием для учеников. 1804 и 1835 гг.
13. Баня.
14. Хозяйственные службы, кладовые, навесы.
15. Старый Московский тракт.
16. Страноприимный дом и помещение для богомольцев. 1903 г.
17. Ограда монастыря. Начало XX в. Не сохранилась.

Изображение

Со всех концов губернии шли в монастырь странники и богомольцы, бывали паломники из более отдаленных мест. В отчете по монастырю за 1913 год сообщается, что в том году обитель посетило 8544 человека всех званий и сословий. В истории Иркутского Вознесенского монастыря сохранились имена известных людей своего времени, живших или побывавших в нем в разные годы. В начале XVIII века здесь бывал епископ Варлаам Косовский, находившийся на иркутском викариатстве (этот архиерей 13 апреля 1708 года освещал деревянную Тихвинскую церковь в городе – сообщает летопись). В 1719 году монастырь посетил Филофей Лещинский, митрополит Сибирский и Тобольский. В течение 33-х лет настоятелем обители состоял архимандрит Синессий (1754-1787 гг.), при нем были построены первые каменные здания монастыря; в память о нем поставлена в 1865 году часовня над его могилой. Настоятелем монастыря в 1802-1806 гг. являлся молодой тогда архимандрит Иакинф (в миру Никита Яковлевич Бичурин), ставший позднее ученым-синологом с европейским именем, Проведя после Иркутска 14 лет в Китае во главе духовной миссии, изучив язык, он подготовил материалы для многочисленных переводов и исследований. Его труды по истории, географии, культуре Китая и других стран Восточной Азии оставили заметный след в отечественном востоковедении, под влиянием трудов Бичурина сложилась школа известных русских синологов.

Изображение

Посетили монастырь и члены царской фамилии: в 1873 году великий князь Алексей Александрович, в 1891 году, возвращаясь после кругосветного путешествия, гостем стал наследник русского престола цесаревич Николай II. Основной заботой русских православных и, в частности, сибирских монастырей было распространение и углубление религиозного взгляда на жизнь, формирование в обществе идеалов христианской этики. Достигалось это продуманной системой воздействия на человека, включающей в себя и эмоциональное влияние всех видов искусств, в том числе искусства слова, живописи, архитектуры. Не был исключением из этого правила и Иркутский Вознесенский монастырь, ставший одним из первых очагов просвещения в Сибири. Указ митрополита Тобольского Антония от 24 февраля 1725 года гласил: «...учредить в том монастыре школу мунгальского языка, для учения во оную школу ныне мунгальского, а потом китайского языков собирать причетнических детей и сирот к учению потребных...». Сознавая, что наибольшей трудностью при открытии школ в провинции будет остутствие учителей, церковные власти указывали «дабы все монастырские настоятели монахов которые будут где искусные языку мунгальскому и русской грамоте обретаются и угодные явятся для учения… об отдаче во оный иркутский монастырь учинили без укосновения…». Школа главной целью имела приготовление переводчиком с монгольского языка, что в то время было существенно необходимым.

Изображение

В 1728 году Иннокентий Кульчицкий создал при обители новую школу, не раздельную с первой, Славяно-Русскую, в которой начато преподавание русского и церковно-славянского, а потом и латинского языков. Историки Сибири В. И. Семевский и П. А. Словцов считали, что « Иннокентий содержал Русскую, основанную им, школу своим иждивением». С 1760 по 1839 годы школа находилась в Иркутске, в архиерейском доме, но с 1839 года школа для обучения крестьянских детей грамоте была открыта в монастыре. Частые пожары не щадили и учебные заведения - эта школа сгорела при пожаре 1876 года так же, как сгорело двухэтажное здание 2-х классного миссионерского училища в 1899 году, не простояв и двух лет. Это учебное заведение было рассчитано на обучение в основном бурятских детей, которые оканчивали одноклассные школы при миссионерских станах. В училище на полном содержании воспитывалось до 40 детей, в 1897 году учащихся было 16 человек. С 1900 года при монастыре открылась начальная школа грамоты. В нее принимали в основном сирот. В1909 году в ней под присмотром особого воспитателя находилось 23 ученика, а в 1913 году - уже 40. В 1898 году в монастыре была организована рисовальная школа для любителей церковной живописи.

Изображение

Изображение

Над западными святыми воротами, перед которыми пролегает старый сибирский тракт, возвышается стройная, как свеча, трехъярусная колокольня. Построена она в 1881 году, по-видимому, по проекту архитектора Г. В. Розена на средства иркутского купца И. И. Базанова.

Изображение

На второй и третий ярусы, где расположен звон из тринадцати колоколов, ведет чугунная лестница, а завершается колокольня изящным восьмигранным шпилем с позолоченными яблоком и крестом.

Изображение

Попала на фотографию и древнейшая из сохранившихся к началу века церквей – Тихвинской Божией Матери. Четверик основного объема «в готическом вкусе» построен в 1691 году и, несмотря на многочисленные подновления, сохранил свои формы. Замечательна церковь тем, что похороненное под ее алтарем тело епископа Иннокентия спустя 35 лет было найдено во время ремонтных работ совершенно невредимым. Уцелели мощи и в страшный пожар 1783 года, когда огонь погас на Тихвинской церкви.
Тихвинская церковь, под алтарем которой почивал Святитель Иннокентий до открытия его мощей.

Изображение

Справа от Святых ворот в 1898 году на месте старого одноэтажного построен двухэтажный каменный настоятельский корпус, в котором в верхнем этаже располагались покои настоятеля монастыря, епископа Киренского, а в первом помещались кельи братии.

Изображение

Сохранился на фотографиях и облик двух церквей монастыря: двухпрестольной Успенской церкви, построенной в 1783 году,
Изображение

и Смоленской церкви, освященной в 1809 году. Первая находится в юго-восточном углу обители, своими двумя стенами составляя продолжение ограды, а вторая занимает место у северной стены Вознесенского храма, располагаясь от него почти в параллель с Тихвинской церковью. С южной и северной стороны Смоленская церковь украшена портиками с четырьмя колоннами ионического ордера.

Изображение

Над восточным участком монастырской стены возвышается двухъярусная башня с часовней схимонаха Герасима (1802 год)

Изображение
Часовня, установленная в 1802 г. над могилой основателя монастыря схимонаха старца Герасима.

у алтаря главного храма – часовня над могилой архимандрита Синессия

Изображение
Часовня над могилой настоятеля монастыря архимандрита Синессия.

В северном углу монастырской территории близко друг к другу выстроились в ряд школы (это здание построено в 1804 году как настоятельский корпус для отца Иакинфа), библиотека, баня, братский корпус и хозяйственные постройки. Кроме этого, в ограде обители находятся роскошные усыпальницы знатных иркутских благотворителей Базановых, Бутиных и Трапезниковых.

Изображение

От Святых ворот к соборной церкви проложена широкая аллея, вымощенная каменными плитами, обсаженная молодыми зеленеющими пихтами. Такие же аллеи соединяют настоятельский и братский корпуса со школой и соборный храм с Успенской церковью. В глубине территории монастыря пролегают дорожки «под роскошным кровом ароматных сибирских яблонь» и красной рябины. К сожалению, подобное описание Вознесенского монастыря мог сделать только современник почтовых открыток и фотографий, иллюстрирующих настоящую статью. В наши дни в Сибири не осталось ни одного не только действующего, но и сохранившего полностью свой архитектурный облик монастыря. Не украшает иркутскую землю и Вознесенский монастырь.

Изображение
Внутренний вид соборного храма, главный иконостас. Открытка, изданная В. П. Сукачевым в Петербурге. 1900 г.

http://5.firepic.org/5/images/2014-07/0 ... st87nf.jpg
Гробница Св. Иннокентия

Крестный ход по льду Ангары к Вознесенскому монастырю в феврале 1905-го.
Изображение

О событиях, развернувшихся вокруг обители после 1917 года, достаточно красноречиво свидетельствуют документы тех лет.

12 февраля 1918 года – «вопреки опубликованному декрету Народных комиссаров» настоятель монастыря епископ Зосима благословил преподавание Закона божия в сельской подгородно-жилкинской школе.
26 марта 1920 года – составлен акт о приемке властями сданного ценного имущества монастыря, не используемого при богослужении, с июля 1920 по январь 1921 года имеются многочисленные мандаты и расписки от советских и военных организации о получении имущества монастыря во временное пользование.
Май 1920 года – арестован Чрезвычайной следственной комиссией по обвинению в контрреволюционной деятельности епископ Зосима (в миру Александр Сидоровский).
11 января 1921 года – надругательство представителями Советской власти над святыней монастыря, «нетленное тело обнажено и оставлено в храме открытым… храм охраняется военным караулом, в марте того же года мощи увезены из Иркутска».
23 марта 1922 года в 11 часов утра – происходило изъятие церковных ценностей по распоряжению из Москвы (изъяты почти все золотые и серебряные культовые предметы, в том числе ценности из усыпальниц, серебряная рака).
27 октября 1923 года – подписан договор Подгородно-Жилкинской общиной верующих с Иркутским уездным исполкомом «на право пользования храма бывшего Вознесенского монастыря для религиозных целей» (с большим перечнем обязательств верующих и священнослужителей).

Изображение
Остатки монастыря: настоятельский корпус, баня, прачечная.
Вид с севера (ныне жилые помещения).

Изображение
Северо-западный угол монастыря. Справа –
баня (ныне жилое помещение).

Изображение
Страноприимный дом и гостиница для богомольцев
(ныне жилое помещение).

Последнее упоминание о монастыре в делах государственного архива датируется 1925 годом, когда жители села, а также верующие люди, приходящие из города, приходили на богослужение в соборную церковь, ставшую к этому времени приходской.

Из всех монастырских зданий и церквей сохранились до наших дней два братских корпуса, школа, библиотека, баня и ризница. Судьба их могла стать также печальной, если бы в них не было постоянной практической необходимости. В них и теперь живут люди. Обезглавленная Успенская церковь превращена в клуб.

Изображение

Использованные материалы
Калинина, И. В., под науч. ред. Плужникова, В. И., Православные храмы Иркутской епархии XVII - начало XX века, Москва, "ГАЛАРТ," 2000.
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 08 июл 2014, 10:28

Монастырь Знамения Пресвятой Богородицы (Знаменский) — женский монастырь в Иркутске, резиденция митрополита Иркутского и Ангарского Вадима. Один из старейших монастырей Сибири.

Изображение


Иркутский во имя Знамения Пресвятой Богородицы женский монастырь начал строиться по грамоте, данной в 1689 митрополитом Сибирским и Тобольском Павлом, в одной версте от Иркутского острога на правом берегу р. Ангары в устье р. Иды (сейчас р. Ушаковка). Главным строителем — оpганизатоpом и pаспоpядителем всех строительных работ — был иркутский житель Влас Сидоpов. К 1693 его стараниями была построена первая деревянная церковь, которая была не только монастырской, но и приходской. Петр I придавал строительству этого монастыря особое значение: шла христианизация населения Сибири. До сих пор здесь хранится пожалованное им Евангелие.

Изображение

Деревянные храмы, построенные в 1693 и 1727, быстро ветшали, и в 1757 была заложена на средства иркутского купца Ивана Бечевина каменная церковь во имя Знамения Божией Матери. Ее архитектура близка зодчеству средневековой Руси и вместе с тем, отмечают специалисты, имеет элементы “сибирского барокко”. Первым был освящен Николаевский придел в 1760. В 1787 был пристроен Казанский придел, в 1794 – Спасо-Преображенский. Настоятельский корпус построен в 1797, второй его этаж возведен в 1858. Монашеские кельи вдоль северной границы монастыря построены иждивением купца Н.С. Чупалова в 1818 Второй храм, свв. Димитрия и Трифона построен и освящен в том же 1818.

Изображение

В 1886 известная иркутская благотворительница Александра Никоноровна Портнова, получив большое наследство, выделила 50 000 рублей серебром на строительство большого нового двухэтажного каменного здания для монашеских келий. А проживало тогда в Знаменском женском монастыре около 120 душ.

Изображение

К концу ХIХ в. Иркутский Знаменский монастырь представлял из себя крупное хозяйственное образование. Монастырь славился своими мастерицами. Здесь шили парадные священнические одежды, плащаницы, ризы на иконы и другие богослужебные предметы. Шили также по заказам горожан и светские одежды: наряды для невест, дамские платья, башмаки и многое другое, занимались также художественной стежкой одеял. Монахини великолепно владели различными техниками шитья: лицевым, золотошвейным шитьем, вышивкой цветной и белой гладью, бисером и драгоценными камнями.

Изображение

Изображение

Сюда попадали и “государственные преступницы”, присылаемые из Москвы и Петербурга. Невольницей монастыря была дочь знаменитого Артемия Волынского, казненного в Петербурге 27 июня 1740 во времена “бироновщины”. Его несовершеннолетние дети ― Мария, Анна и Петр ― через три дня после казни отца были отправлены в Сибирь порознь, в особых повозках. Анна 25 ноября 1740 была доставлена в Иркутский Знаменский монастырь и на следующий день приняла постриг с именем Анисьи. В октябре 1740 скончалась императрица Анна Иоанновна, и дети А. Волынского получили свободу. Анна Волынская хранила добрую память об Иркутской обители: из Петербурга она выслала в монастырь напрестольное Евангелие в богатом окладе, которое, к сожалению, в обители не сохранилось.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


С 1872 при монастыре стала действовать больница для монашествующих, а в 1889 открылась образцовая школа женского духовного училища. В обители также размещался странноприимный дом. В 1893 при монастыре официально была учреждена школа для девочек, которых обучали чтению, письменной грамоте и церковному пению. В 1908 была открыта церковно-приходская школа. Кроме этого в монастыре действовал приют для детей (в 1912 в нем содержалось 44 девочки).

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

Аватара пользователя
Майер
Почётный член клуба
Почётный член клуба
 
Сообщения: 1473
Зарегистрирован: 21 июн 2009, 20:58
Откуда: Иркутск
Репутация: 184

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение Майер » 08 июл 2014, 22:18

На одной из фотографий - ангарский мост. Наконец-то понял почему "Амурские ворота" там стоят. :!:

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 09 июл 2014, 11:50

Иркутский Вознесенский Свято-Иннокентьевский монастырь

Изображение
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 09 июл 2014, 12:45

Изображение


Михаило-Архангельская Харлампиевская церковь

Изображение

Первая деревянная Харлампиевская церковь была заложена в 1738 году и стала шестым посадским храмом в Иркутске. Ранее были построены: в 1703 году – храм во имя Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев, в 1706-м – Тихвинская, в 1717-м – Крестовоздвиженская, в 1718 году – Троицкая и Владимирская церкви. «Строителем», иначе говоря, основным жертвователем на постройку храма, был посадский Емельян Югов. Он вошел в историю как мореплаватель, путешественник, купец, не раз плававший на Камчатку и привозивший оттуда богатую добычу, сделав большой капитал на «морской промышленности». Там, на далеких берегах, незадолго до возвращения на родину, Югов тяжело заболел и умер. Однако освящение храма, во имя Священномученика Харлампия, произошло еще при его жизни – 24 января 1739 года. Второй этаж был освящен 18 июля 1746 года во имя Архистратига Михаила.

Изображение

Деревянная Харлампиевская церковь простояла 28 лет, когда в 1764 году по желанию прихожан начался сбор средств на строительство нового, уже каменного здания. Основой для строительства храма послужила крупная сумма, оставшаяся от пожертвования Е. Югова на первую деревянную церковь, еще 15 тысяч рублей были пожертвованы В. Балакшиным. Закладка новой Михаило-Архангельской (другое ее официальное название) церкви была осуществлена в 1777 году, с мая 1779-го на подготовленный фундамент стали возводить стены. Первым был освящен 6 сентября 1782 года правый нижний престол во имя Архистратига Михаила, через два года, 23 августа 1784 года, освящается левый придел во имя Священномученика Харлампия. Чуть ранее, 8 июля 1784 года, закончена колокольня, на ней установлен шпиль.

Изображение

Пока шли службы в нижних приделах, достраивался верхний этаж, и 22 августа 1787 года освящается северный придел верхнего этажа во имя Святых Жен Мироносиц. Одновременно в нижнем этаже начинаются ремонтные работы – вместо деревянных полов укладываются каменные плиты. 15 августа 1790 года освящается еще один верхний придел – Успения Божией Матери. Позднее, 23 ноября 1806 года, в одну линию с престолом Святых Жен Мироносиц был освящен престол во имя Святителя Иннокентия.
Изображение
На 1809 год Харлампиевская церковь стояла перекрытая тесом, но все три ее главки были обиты железом и выкрашены, на них сияли золоченые кресты. Шпиль колокольни также был покрыт железом, крест вызолочен.
Изображение
Изображение
Снаружи церковь имела два входа – на первый и второй этаж отдельно, во второй вело крытое тесом крыльцо, опирающееся на каменные столбы со сводами, над ним была установлена обитая железом главка с золоченым крестом. Первый этаж церкви выложили каменными плитами (песчаника?), там же стояла глинобитная печь, «оконницы» – слюдяные с железными решетками и ставнями.
Изображение
Свод и стены – беленые. Все три придела второго этажа имели уже стеклянные окна, своды и потолки расписаны сюжетами священных причт с каймами по краям.
Изображение
В приделе Успения Божией Матери устроили хоры «на выпусках». В 1824 году, как сообщает иркутская летопись, было «заложено новое каменное крыльцо к церкви с деревянною надстройкою паперти к храму Михаила Архангела под колоколами,Изображение вся эта постройка была окончена к 1 сентября 1825 года.
Изображение
В 1912 году в храм провели электричество – на обоих клиросах в нижнем храме появились бра, «висячие» электролампочки в алтарях.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Во время декабрьских боев 1917-го верхний храм был разбит снарядом, но уже в следующем 1918 году прихожанами была собрана значительная сумма на его восстановление. Ремонт, после отхода из города красных, производился подрядчиком М.Ф. Чеузовым, который дополнительно ко всем произведенным работам за свой счет вызолотил крест на паперти.

Изображение

В 1920 году после возвращения Советов были арестованы служители храма, их дома, принадлежащие церкви, реквизированы. Основная часть церковного имущества была изъята еще в 1917-м, тем не менее с сентября 1920 года церковь была передана верующим в бессрочное бесплатное пользование с оставшимися богослужебными предметами, дополнительно им было передано церковное имущество ликвидированной домовой церкви при Иркутской мужской гимназии.

В 1927 году проводившаяся проверка деятельности общины Михаило-Архангельской церкви зафиксировала: здание церкви содержится в порядке, более того – постоянно ремонтируется. В 1929-м произведен капитальный ремонт нижнего храма. Действующей церковь просуществовала до 1931-го, на следующий год «ввиду острого жилищного кризиса» здание было передано под размещение в нем студенческого общежития, несмотря на то что второй этаж был неотапливаемым. Все церковное имущество и архив были переданы краеведческому музею.

Изображение

Со зданием Харлампиевской церкви связано множество исторических лиц и событий. В ее приход с 1837 года входил дом генерал-губернатора Восточной Сибири, и его обитатели непременно посещали этот храм. Здесь бывали генерал-губернаторы В.Я. Руперт, граф Н.Н. Муравьев-Амурский, М.С. Корсаков, другие высшие администраторы края. В 1897 году священнослужители Харлампиевской церкви с ее храмовыми иконами и певчими проводили освящение нового капитального здания Городского театра. Он оказался первым светским объектом, в котором служили молебен, и все театральные помещения, включая сцену, окропили святой водой.

Долгое время старостой церкви был упомянутый И.С. Хаминов, которому храм обязан капитальными перестройками, открытию в 1894 году и содержанию в приходе училища для слепых. Вся программа обучения слепых велась по самой прогрессивной в то время рельефно-точечной системе Брайля. Кроме обычных предметов в училище преподавалась музыка, пение, вышивание, плетение, разные ремесла.

Настоятелем храма с 1912 по 1920 годы был В.Н. Фло-
ренсов, служение которого было отмечено не только высокими нравственными качествами, но и активной гражданской позицией. Флоренсов был известным ученым, переводчиком с бурятского и монгольского языков, на них им были переведены Святое Евангелие от Марка, Луки и Иоанна, составлена Книга для чтения на бурятском языке. Он был гласным Городской думы (1914–1917), председателем иркутской переводческой комиссии, членом Восточно-Сибирского отдела Императорского географического общества и братства Св. Иннокентия.


Изображение

В марте 1903 года в Харлампиевской церкви состоялось венчание одной из самых трагических личностей в истории России – морского офицера, ученого, участника полярных экспедиций – будущего адмирала А.В. Колчака, возглавившего во время Гражданской войны (1918–1920) белогвардейское движение в Сибири и окончившего свой жизненный путь в Иркутске.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

При Архангельской церкви в разное время существовало несколько разных социальных заведений, самым старым из которых была богадельня, построенная на средства иркутского купца А. П. Трапезникова.

С 1841 г. Архангельская церковь начинает заниматься обучением детей, занятия для которых вел местный диакон. В 1865 г. по усмотрению епархиального начальства в его доме открывается приходское училище под названием Архангельского домашнего, в котором обучалось 20 детей.

Изображение

Изображение

Изображение

Кроме того, в 1894 г. И. С. Хаминов, староста и жертвователь церкви открывает на свои средства приют для слепых, в котором не только обеспечивали проживание, но и учили людей грамоте по системе Брайля, музыке, рукоделию, различным ремеслам.

Изображение

Изображение

Изображение

В 1998 году здание Харлампиевской церкви возвращено Иркутской епархии.

Изображение
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 09 июл 2014, 14:10

Церковь Святой Троицы, Свято-Троицкая церковь, Троицкая церковь

Изображение

Свято-Троицкий храм является наиболее ярким образцом "сибирского барокко" в Иркутске. Из общего ряда построек церковь отличается, своим необычным объемно-пространственным построением. В композиции здания прослеживается связь с деревянными ярусными храмами с широким восьмериком, получившим широкое распространение на территории Иркутской области в середине XVIII в. Ярусная колокольня, незначительно превышающая по высоте храм, вместе с приделами и алтарем композиционно подчинена ядру. Художественное оформление наличников испытало на себе влияние древнерусской архитектуры (спаренные, перевязанные колонки), барокко (рисунок картушей), а также местных традиций устройства окон в многоступенчатых прямоугольных нишах: четко прорисованные карнизы с рядом профилированных сухариков, лопатки с вдавленными панно различных геометрических форм.

Изображение

Одноэтажная трех-престольная Троицкая церковь была построена на месте деревянной. 19 июля 1763 года во время работ обвалился каменный свод церкви. Главный храм был завершен в 1778 году (церемония освещения состоялась 22 сентября).

Изображение

Один из старейших православных храмов Иркутска.
Точная дата начала строительства каменной церкви не установлена. Вероятно, она была заложена в период с 1754 по 1759 годы. 5 мая 1763 года был освящён правый придел, 26 июля 1775 года — левый придел. 22 сентября 1778 года церковь была освящена.

Изображение

Храм возведен в 1778 и с момента строительства не подвергался существенным перестройкам и "обновлениям". Это редкий случай для архитектурного памятника Иркутска.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Одноэтажная трех-престольная Троицкая церковь была построена на месте деревянной. 19 июля 1763 во время работ обвалился каменный свод церкви. Главный храм был завершен в 1778 (церемония освещения состоялась 22 сентября).

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


В 1802 году во дворе Троицкой церкви по проекту архитектора Антона Лосева была заложена церковь Святого Григория Неокесарийского.

Изображение

Изображение


В 1930-е церковь была закрыта. 28 сентября 1949 в нарушение постановления Совета министров СССР Иркутский облисполком передал Троицкую церковь под устройство планетария. В настоящее время храм отреставрирован, после реконструкции передан Иркутской епархии.
Последний раз редактировалось BUm 09 июл 2014, 14:16, всего редактировалось 1 раз.
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

Пред.След.

Вернуться в У костра

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1