________________________
Церковь Спаса Нерукотворного Образа _____________________
В Иркутском остроге в первое десятилетие его существования не было настоящего храма. В 1672 г. казаки с боярским сыном Иваном Максимовым во главе и посадские люди выстроили первый деревянный храм «во имя Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа» в центре деревянной крепости. Благославенную грамоту на постройку Спасского храма Тобольский митрополит Корнилий дал еще в 1670 г. Точных сведений об архитектуре и убранстве Спасского деревянного храма специалистами пока не обнаружено. Но в описи Иркутска 1684 г. написано: «Церковь эта была двухэтажная, холодная и теплая…: вверху холодная — в честь Нерукотворного Образа, внизу — теплая в честь Св. Николая. Она называлась соборною. Под папертью, кругом шесть лавок о двух житиях; колокольня новая рубленная, шатровая с переходы, а под нею 4 лавки да амбар церковный казенный…».
Это был первый храм, построенный в Иркутском остроге. Относительно даты строительства деревянной Спасской церкви в литературе и документах приводятся разноречивые сведения. Наиболее раннюю датировку дает профессор И. Покровский, утверждавший, что первая церковь была построена при преосвященном Симеоне, митрополите Тобольском (управлял с 1651 по 1664). Согласно же грамоте соборного причта, возвели храм в 1670 по благословению митрополита Корнилия. Иркутские летописи и клировые ведомости единодушно относят основание деревянной Спасской церкви к 1672. Наиболее вероятным представляется заложение церкви в 1670 и освящение в 1672.
Предполагается, что более ранняя датировка относится к часовне острога, которая предшествовала храму. Такая часовня была устроена над Спасской проезжей башней Иркутского острога. Возведена она была, возможно, одновременно с острогом в 1661, поскольку основатель острога Я. Похабов писал летом 1661: «государев новый острог служилыми людьми ставлю и башни и потолок срублены». В 1670 острог был перестроен под руководством Андрея Барнешлева. Надвратная часовня, расположенная со стороны Ангары над проезжей башней, имела два придела с внутренней и наружной стороны острога – Спасский и Знаменский — и, вероятно — была устроена по принципу «часовни на свесе».
Деревянная Спасская церковь располагалась в центре Иркутского острога. Была она двухэтажная с двумя приделами: вверху – холодным в честь Нерукотворного Образа Христа, внизу теплым — в честь Святого Николая. Церковь именовалась соборной. При ней была деревянная шатровая колокольня, построенная чуть позже — вероятно, в 1680-е. В 1716 3 авг. деревянная Спасская церковь сгорела. (фото деревянной церкви не найдены)
В 1706 г. в южной стене острога, усердием Иркутского воеводы А. С. Синявина с участием граждан города, заложили каменную Спасскую церковь. Строителем церкви был мастер Моисей Иванович Долгих, московский каменщик, работавший до приезда в Иркутск на строительстве Тобольского Софийского собора и в г. Верхотурье.
Первоначально это была небольшая, в два этажа, бесстолпная церковь с более низкой трапезной. На месте существующей сейчас колокольни находилась паперть с гульбищем, которая огибала церковь с южной и северной стороны. Главный престол, расположенный во втором этаже освятили 1 авг. 1710 во имя Спаса Нерукотворного Образа по благословению епископа Варлаама, первого иркутского викария.
Второй престол разместили в нижнем этаже, первоначально предназначенном для кладовой «мягкой рухляди» (пушнины) и денежной казны, и освятили 3 дек. 1717 (по другим сведениям 2 сент. 1713) во имя Николая Чудотворца. Колокола висели на деревянной острожной Сергиевской проезжей башне, расположенной с восточной стороны. В 1758–1762 с западной стороны к церкви пристроили крупную ярусную колокольню. Под колокольней в паперти верхнего этажа устроили придел во имя св. Димитрия Ростовского Чудотворца, освященный в 1769 (упразднен в 1861) и в паперти нижнего этажа придел св. Петра Александрийского и Климента, папы Римского (упразднен 1835). В 1777 с северной стороны к церкви пристраивается двухэтажный каменный придел, нижний его этаж был освящен 21 ноября 1778 во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, верхний – 14 июля 1784 во имя Абалакской иконы Божией Матери (при реставрации северный придел разобран).
В 1762 г. Иркутские литейщики по заказу причта и старосты Спасской церкви отливают для новой колокольни девять различных колоколов. Самый большой колокол весил 270 пудов. Конечно, чтобы отлить такой колокол, нужен был большой опыт отливки колоколов. Заказы на изготовление колоколов постоянно поступают к иркутским мастерам. В городе возникает колокольный завод, который разместили на Иерусалимской горе в районе улицы Ланинской. Здесь были выкопаны в горе ямы для форм, а выше на горе сложили плавильные печи. Расплавленный металл поступал по специальным лоткам самотеком из печей в формы.
Первые преобразования храма датируются 1758 г., когда к трапезной была пристроена колокольня. На ней до начала ХХ в. сохранялся механизм боевых часов с колокольным звоном. В 1769 г. во втором ярусе колокольни был устроен храм во имя Свт. Дмитрия Ростовского. В1770-е гг., когда население Иркутска значительно возросло, Спасский храм решено было расширить. Осенью 1777 г. с северной стороны был заложен каменный пристрой: в нижнем этаже в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы (освящен 21.11.1778 г.), вверху во имя Абалацкой иконы Богоматери (освящен 14.07.1784 г.).
Из счетного списка за 1697 г. видно, что на колокольне были «часы с перечасьем».
В начале XIX в. Спасская церковь была расписана не только внутри, но и снаружи. Роспись на фасадах здания занимала довольно значительное место и включала не только лики святых, но и многофигурную композицию, отдельные сюжеты которой (и это следует подчеркнуть) были навеяны непосредственно историей Иркутска. Внутренние росписи, к сожалению, не сохранились, а наружные были реставрированы. Святой Митрофан Воронежский чудотворец помещен в киоте над порталом второго яруса четверика, Никола Мирликийский украшает стену под карнизом четверика, а на стене апсиды образ Спаса нерукотворного: все три изображения на южном фасаде. На восточном фасаде, на всей свободной плоскости второго яруса от крыши апсиды до карниза четверика располагается монументальное панно, включающее три сцены. Слева - распространенный в иконографии сюжет «Крестный вход в воду», но ему придана здесь местная окраска. Считается, что композиция показывает крещение бурятского населения. Правая часть композиции изображает обряд причисления к лику святых местного избранника, первого иркутского епископа Иннокентия Кульчицкого. В центре запечатлен обряд крещения Христа. Роспись в начале была выполнена темперой, позднее прописана масляными красками.
В связи с устройством Дмитриевского придела под колокольней, по внешним стенам церкви (исключая восточную) на уровне второго этажа была устроена деревянная галерея с деревянным крыльцом. Галерея была разобрана в 1861 г. во время ремонта храма. В это же время была заложена пустота в северной стене колокольни, устроенная раньше для лестницы на хоры Дмитриевского придела, восточная сторона церкви (апсида) была опоясана железными обручами. Этот ремонт уберег храм от сильных разрушений во время землетрясения 1861-1862 гг. В 1866 г. в связи с выбором места для нового кафедрального собора архиепископ Парфений предложил Городской думе снести Спасскую церковь и на ее месте поставить новый собор.
До 1739 Спасская церковь именовалась соборной, затем ее причислили к приходским храмам и выделили приход в 200 дворов, к концу XIX приход сократился до 68 дворов.
после разрушения Кафедрального собора.
В 1869 г. покрыли листовым золотом все три креста церкви — на алтаре, церкви и в притворе. А еще через десять лет в Иркутске произошел самый сильный и разрушительный пожар, и 1879 г. стал новой вехой в истории церкви. Спасский приход выгорел дотла, не осталось ни одного жилого дома.Устояла Спасская церковь, находясь в эпицентре пожара. Огонь воспламенил деревянные стропила крыши северного придела, но вскоре был погашен. После пожара церковь была отремонтирована. В 1880 г. на пожертвования И.Н.Трапезникова выстроена каменная ограда с железной решеткой.
Церковь подготовлена к закланию. Начало 30-х годов. Мучения церкви начались с укреплением Советской власти, но её не трогали пока жив был Казанский кафедральный собор.
В 1931 году решается и её судьба. Постановлением Президиума Восточно-Сибирского крайисполкома от 22.02.31 года (Протокол №4, параграф 25) её закрывают и передают Стройобъединению.
От Крайисполкома даже поступало предложение снести церковь. Государственный музей сообщил Горсовету, что назначенная ими к сносу церковь состоит на учёте сектора науки Наркомпроса..
Волей-неволей церковь пришлось оставить. В ней устроили общежитие для рабочих, прибывающих из районов. В 1933 году его закрыли, а в здании церкви устроили фабрику.
С неё сорвали кресты, прорубили окна, были посечены фрески.
В 1934 году Музей направляет в Москву (в ГЦРМ), документы в которых сообщается, что Иргорстройтест в ближайшее время начнёт работы по сносу каменного здания Спасской церкви. Снос церкви обосновывается необходимостью строительства Дома Советов, для которого хватит пространства и без той незначительной площади, которое занимает церковь.
Церковь не была снесена, но стояла долгое время в том изуродованном виде, к которому она была приведена.
С установлением Советской власти в 1920 г. все церковное имущество иркутских храмов было принято на государственный учет и сами храмы по решению гражданских властей передавались от одной общины к другой. В 1924 г. Спасская церковь была передана вместе с Казанским и Богоявленским соборами обновленческой общине иркутских кафедральных соборов. В 1931 г. Спасская церковь была закрыта для богослужения и приспособлена под сапожную мастерскую. В январе 1931 г. иркутский горсовет вынес постановление закрыть храм, а в самой церкви разместить рабочих, прибывающих на строительство Дома советов на месте взорванного Казанского кафедрального собора. 11 марта со Спасской церкви сбросили все 6 колоколов и отправили их на переплавку. Чуть позже здание храма передали в распоряжение Стройобъединения, которое устроило здесь общежитие для рабочих. В результате, к 1960 г. храм пришел в полный упадок и запустение. В 1932 г. храм могли взорвать вместе с Казанским собором, но заветный список Наркомата просвещения, в котором Спасская церковь числилась как исторический памятник, уберег ее от разрушения. 40 лет в стенах древнейшего иркутского храма располагались мастерские, коммунальные квартиры, склады. К 1960 г. храм пришел в полный упадок и запустение.
В 1960 г. Спасская церковь была принята на учет как памятник архитектуры и истории. Началась подготовка к ее реставрации. В 1965 г. московский архитектор Оранская Г.Г. подготовила проект реставрации, и через три года начались реставрационные работы. В процессе реставрации был разобран северный придел, растесаны окна на втором этаже храма, реконструирована настенная живопись южного и восточного фасадов. Восстановление настенной живописи — особое событие в истории Спасской церкви. В сентябре 1974 г. в Иркутск приехал специалист Леонид Грачев, который обследовал росписи и сделал пробные расчистки. Он работал в городе недолго — с 17 по 27 сентября, но его решение многое значило в судьбе памятника. Что осталось от росписей, которые до этого забелили и зацементировали, никто не знал. Первые пробные расчистки убедили в наличии красочного слоя и вселили надежду на восстановление. Работы продолжил художник-реставратор Евгений Маслов, который ранее восстанавливал росписи соборов Московского Кремля. Реставрация завершилась в 1979 г., и памятник был передан в распоряжение Иркутского областного краеведческого музея.
1 ноября 2006 г., Иркутский областной краеведческий музей передал ключи от Спасской церкви представителям иркутской епархии. 20 ноября 2006 г. отслужили первый молебен, а в рождественскую ночь 2007 г. в Спасском храме служили первую, после 75-летнего перерыва, литургию. Это произошло в символичный год 300-летия церкви. В ноябре 2010 г. в Спасском храме снова начался ремонт. В храме отремонтировали фундамент колокольни, кровли и фасада, привели в порядок уникальные настенные фрески. Также при первой реставрации церкви в 1980-х гг. был изменен облик куполов. Им вернули первозданный вид. Поскольку в 2007 г. археологи обнаружили у стен храма кладбище иркутских первопроходцев, после реставрации храма останки первых жителей Иркутска торжественно перезахоронили с восточной стороны, где строители установили специальную крипту — своеобразный склеп. Нынешним проектом, кроме прочего, были даны предложения по сейсмоусилению здания способом подведения под него сейсмоизолирующих опор. Для оценки сейсмостойкости здания специалистами института были применены современные методы расчетов с использованием 3D-моделирования и программной системы COMPASS.
В Спасском храме работает воскресная школа для детей и взрослых. В программе предполагаются экскурсии, походы, праздничные спектакли, посещение детского дома.