__________________________ Иркутская соборная мечеть ______________________________В 1884 крестьянин Уриковской волости Иван Осипович Ботов представил в Иркутскую городскую управу заявление с просьбой разрешить построить 1-этажный деревянный дом на принадлежащем ему участке земли. Разрешение на постройку было получено, а в 1887 это недвижимое имущество было продано за 2000 рублей татарину Шафигуллину.
________________
Согласно закону (Устав строительный), мечеть могла быть открыта только тогда, когда количество прихожан было равно или превышало 200 человек мужского пола. Были и другие требования: общество, желающее составить новый приход, должно было подтвердить свои финансовые возможности для содержания мечети и нужного при ней духовенства, что оформлялось соответствующим общественным приговором.
________________
30 июня 1890 братья Шайхулла и Загидулла Шафигуллины, крестьяне Казанской губернии Цивильского округа Агзигитовской волости, подали прошение иркутскому губернатору с просьбой разрешить в г. Иркутске устройство мечети, а также принять под мечеть в качестве пожертвования недвижимое имущество, состоящее по 3-й части г. Иркутска на Саломатовской улице. С получения отказа началась настойчивая борьба местной магометанской общины за разрешение открытия мечети, которая продлилась около 7 лет.
Ходатаями выступали все те же братья Шафигуллины, самые состоятельные и грамотные из иркутских татар. Анализируя переписку Шафигуллиных с властями, можно прийти к выводу, что полицейское управление с большой настороженностью отнеслось к перспективе открытия мечети и пыталось найти законные способы отказа. Такими причинами были названы численность и сословный состав магометанского населения Иркутска. Из-за позиции противостояния полицейского управления и магометанской общины Иркутска по вопросу открытия мечети, в конце XIX в. дважды проводилась перепись иркутских мусульман, благодаря чему сохранились сведения о численности, сословиях, роде занятий членов общины.
![Изображение](http://4.firepic.org/4/images/2014-07/26/ud6x8qkgxv1p.jpg)
По требованию генерал-губернатора от 17 августа 1890 г. городское полицейское управление собирает сведения о количестве жителей Иркутска магометанского вероисповедания, при этом особое внимание было обращено на показатель сословия, особенно мещанского.
Прошение Шафигуллиных вновь было отклонено, так как:
"... магометан, приписанных к Иркутскому мещанскому обществу, значилось всего лишь 30 человек, по большей части составляющих потомство ссыльных и вряд ли обеспеченных материально, чтобы иметь возможность поддерживать постройку мечети..."
![Изображение](http://4.firepic.org/4/images/2014-07/26/nes67eqahmyf.jpg)
В декабре 1895 г. составляется новый полный список магометан Иркутска, по каждой полицейской части, с указанием сословий, места приписки, пола, рода занятий. Данная перепись магометан, судя по всему, удовлетворила Иркутское губернское управление, и в апреле 1896 иркутский губернатор Светлицкий направляет в департамент духовных дел иностранных вероисповеданий министерства внутренних дел письмо, в котором выражает свое отношение к поставленной проблеме. Препровождая прошение Шафигуллиных, вместе с приложенным к нему удостоверением иркутского указного имама, муллы Беймуратова, о том, что жертвуемый просителями дом может временно служить для молитвенных собраний, иркутский губернатор делает важную приписку. А именно: указывает, что, со своей стороны, полагал бы справедливым ходатайство это признать заслуживающим удовлетворения, ввиду изложенных в прошении Шафигуллиных соображений.
![Изображение](http://4.firepic.org/4/images/2014-07/26/kbvirk83oknf.jpg)
11 декабря 1896 Шайхулле Шафигуллину было выдано подписанное губернатором Светлицким удостоверение на разрешение приспособления деревянного дома к размещению в ней мечети до постройки новой соборной. Летопись Н. С. Романова отмечает, что в декабре 1897 магометанская суннистская мечеть была достроена.
![Изображение](http://4.firepic.org/4/images/2014-07/26/1vfhs1upmlx0.jpg)
В основу ее архитектуры легли традиции городского деревянного зодчества Иркутска XIX в., отличающегося высоким уровнем строительного мастерства и художественно-декоративного качества. Бревенчатые стены здания были обшиты калеванной доской под руст, украшены накладными элементами на тему ордерной системы и дополнены узорной резьбой. Особый интерес представлял минарет. Его прообразом послужили минареты татарских мечетей Среднего Поволжья. Установленный прямо на коньке кровли, он завершался остроконечным восьмигранным шатром, задавая неповторимый образ.
![Изображение](http://4.firepic.org/4/images/2014-07/26/q9tla63nkciw.jpg)
Особенно значимой фигурой магометанской общины был имам. В соответствии с традициями и по закону (Устав духовных дел иностранных исповеданий) мусульманское духовенство ведало, помимо дел о богослужении, обрядах, также совершением и расторжением браков, ведением метрических книг, разбором исков по завещаниям, по разделам имущества, о неповиновении детей родителям, о нарушениях супружеской верности. Для избрания муллы и других духовных чинов в магометанский приход необходимо было согласие не менее двух третей глав семейств, составляющих данный приход.
![Изображение](http://4.firepic.org/4/images/2014-07/26/mrnoj5ml6s3v.jpg)
С 1890 по 1917 обязанности указного муллы в Иркутске исполнял Хатып Мударис Мухамед Гарыф Беймуратов. На него возлагалось исполнение богослужения, ведение метрических книг, а также обучение в медресе. Исходя из этих прямых обязанностей, мулла был в центре жизни иркутских татар, знал всех жителей-магометан, членов семей, их проблемы. Своей задачей он считал сохранение религиозности, благонравия, выполнение обязанностей по благотворительности.
Каменная мечеть
![Изображение](http://4.firepic.org/4/images/2014-07/26/7dah20t3bsm3.jpg)
Небольшое деревянное здание не могло вместить всех прихожан. Вскоре после начала службы был организован сбор средств на строительство нового каменного здания. Самый большой денежный взнос сделали братья Шафигуллины. Строительство началось в июне 1901 на Саломатовой улице, рядом со старой мечетью.
![Изображение](http://4.firepic.org/4/images/2014-07/26/ouc1i1wm14ez.jpg)
В основу ее проектного решения легли образцы каменных мечетей Среднего Поволжья, в частности, города Казани, отличающиеся своеобразием влияния европейской и православной архитектуры. Это выразилось как в архитектурной деталировке, так и в общей композиции, со строгой симметрией и развитостью продольной оси, вдоль которой последовательно расположены основные ее элементы: высокое крыльцо, входной объем с минаретом, сунэт и, наконец, основной зал и михраб. Особую выразительность придает постройке то, что она выполнена из массивных каменных блоков природного камня, обработанных с особой тщательностью. Стилистика постройки заимствовала как образы древних культовых сооружений Поволжья, так и черты эпохи эклектики и модерна. В образе минарета прослеживается также влияние архитектуры мечетей Турции и Египта.
![Изображение](http://4.firepic.org/4/images/2014-07/26/m7v1iwbncvtz.jpg)
В декабре 1905 соборная суннитская мечеть начала свою деятельность. Мечеть построена на пожертвования иркутян, основным из них являлся купец Торпищев, который выбрал место раположения у подножья Петрушеной горы (ныне ул. Невского). Первоначально мечеть была с деревянным минаретом, который снесли в первые годы Советской власти. При мечети были организованы библиотека, школа, приют для сирот и инвалидов, столовая для бедных.
![Изображение](http://4.firepic.org/4/images/2014-07/26/4drtgnq6pzjw.jpg)
![Изображение](http://4.firepic.org/4/images/2014-07/26/mab9u2yjlhpy.jpg)
![Изображение](http://4.firepic.org/4/images/2014-07/26/ylenu2dg7lyx.jpg)
Трагические страницы истории мусульманского храма связаны с 1930-ми гг. Гонения на религию начались в 1920-е гг., но прихожанам достаточно долго удавалось сохранить мечеть. Они писали прошения, письма с просьбой оставить место для совершения молитв. Однако в 1939 г. мечеть была закрыта. Здание передали под жилье, потом здесь располагались автошкола, мотоклуб, служебные помещения разных организаций, минарет был разобран. В конце 1980-х гг. в усадьбе произошел пожар, в результате которого пострадали внутренние постройки. Возрождение началось после перестройки, с середины 1990-х гг. Было принято решение о реставрационных работах, которые велись, в основном, на средства администрации области, взносами помогали отдельные благотворители.
![Изображение](http://4.firepic.org/4/images/2014-07/26/bq5q1hvf2y6a.jpg)
Современное состояние
На данный момент в мечети молитвы читают только в одном зале. Он рассчитан максимум на 200 человек. Однако на службу сюда приходит и по 700, и по 800 мусульман, поскольку мечеть в городе одна. Хотя, как отмечает Фарит Мингалеев, трудности возникают только по пятницам, в другие же дни мечеть посещают человек 20-30.
![Изображение](http://4.firepic.org/4/images/2014-07/26/epugxhu21py5.jpg)
Соборная мечеть является памятником архитектуры федерального значения. Ремонтные работы в здании соборной мечети ведутся на протяжении многих лет. Проект реставрации здания был подготовлен в 2004, но на его проведение не было средств. Часть суммы собрала мусульманская община, а в 2011 деньги на ремонт поступили из федерального бюджета. В ноябре 2011 со здания сняли крышу. В рамках ремонта все сгнившие деревянные балки заменены на железобетонные, в помещении сделана новая кровля.
![Изображение](http://4.firepic.org/4/images/2014-07/26/39lpub5aolbk.jpg)
В 2012 возведен заново 28-метровый минарет.
![Изображение](http://4.firepic.org/4/images/2014-07/26/7zcinhbmtr7u.jpg)
В 2012 в ходе ремонта заменены окна и отреставрированы фасады.
![Изображение](http://4.firepic.org/4/images/2014-07/26/n716jsgku2tb.jpg)