*34).
1935 год
В Иркутске проживают 184 000 человек.
Начинает работать макаронная фабрика, производящая в сутки 40 тонн макарон, вермишели, лапши.
Вводится в эксплуатацию чаепрессовочная фабрика с первоначальным объемом производства 3 300 тонн плиточного и 1 000 тонн байхового чая.
А еще начало года ознаменовалось успешным испытанием в воздухе первого самолета, построенного на Иркутском заводе имени Сталина. Что это за машина – знают только работники предприятия, для всех остальных – строжайший секрет.
Иркутянам лишь известно, что «на одном из испытаний присутствовали первый секретарь крайкома ВКП(б) М.О. Разумов, председатель крайисполкома Я.З. Пахомов и гости. Со взлетной полосы авиазавода в испытательные полеты самолет водил летчик-испытатель И.И. Лагутин».
первенец — истребитель И-14.
И если этот самолет был спроектирован по заказу военных, то другой иркутский самолет предназначался для сугубо мирной работы.
В авиаремонтных мастерских Иркутского аэропорта группа энтузиастов решила – ни много, ни мало – построить свой самолет! «Изюминка» состояла в том, чтобы будущая машина могла возить пассажиров в условиях Арктики (в то время взоры правительства и авиаторов были устремлены на этот труднодоступный, суровый, но весьма перспективный регион).
Выпускник самолетостроительного факультета Ленинградского политехнического института А.И. Злоказов «заразил» идеей своего брата Н.И. Злоказова, и вскоре они собрали коллектив единомышленников: В.М. Стуков, В.П. Чайванов, В.П. Кляритский, В.А. Веретенников, В.А. Лехуша, А.Н. Кощеев, С.Н. Цурканов, В.Т. Косыгин, И.Н. Белослудцев.
Разумеется, строить начали не на пустом месте: в Главное управление ГВФ отправили заявку, там внимательно рассмотрели и выдали задание: самостоятельно спроектировать самолет АРКЗ-1 (арктический Злоказова). Тогда техник Белослудцев сделал расчет фюзеляжа. Выпускник Иркутского политехникума Стуков рассчитал и спроектировал крыло. Чайванов спроектировал масляно-пневматическую амортизацию шасси и жесткое управление оригинальной схемы – с дифференциальной коробкой, позволяющей элеронам отклоняться вместе с закрылками.
Консультировали и помогали компоновать кабину летчики Доронин, Галышев, Тарасов и Бергстрем.
Созданную модель самолета, как и положено, испытали на продув в аэродинамической трубе ЦАГИ (Москва). Консультировали и помогали компоновать кабину летчики Доронин, Галышев, Тарасов и Бергстрем.
По расчетам, АРКЗ-1 оснащался новейшим двигателем М-34, полетный вес составлял 5 100 кг, максимальная скорость – 250 км/час, посадочная – 60. На дальность в 1 000 километров машина была способна взять 10-12 пассажиров или 1 000 кг груза.
В это трудно поверить, но уже летом опытный экземпляр был готов!
Испытания успешно провели летчик А. Мансветов и бортмеханик Т. Анисимов – на естественном солончаковом аэродроме в Усть-Орде. После испытаний экипаж вместе с главным конструктором перегнал самолет в Москву – уже на государственные испытания. И здесь Иркутский АРКЗ себя достойно показал.
К сожалению, на этом судьба самолета и закончилась: в стране появились другие самолеты, по характеристикам превосходившие Иркутский, так что в серийное производство он не попал. Но можно ли говорить, что 400 тысяч рублей, отпущенные на проектирование и постройку самолета, были истрачены зазря? Нет – хотя бы потому, что позже пятеро из творческой группы были приглашены в Москву для работы на самолетостроительном заводе, а В.М. Стуков возглавил филиал особого конструкторского бюро А.Н. Туполева…
когда-нибудь и где-нибудь отыщутся чертежи и описания этого самолета. Не может быть, чтобы наш Иркутский АРКЗ-1 в архивах исчез бесследно...
_____________________________
Почти забытая «шаврушка»
Это был уникальный самолет, над которым конструктор В.Б.Шавров начал работать еще в 1928 году: упрощенно говоря, лодка на двоих, с верхним крылом и двигателем. Особенности — нижнее полукрыло-поплавки (это добавляло аэродинамической устойчивости) и убирающееся вручную шасси. Но стране требовались боевые машины, и Ш-1 сняли с производства. Однако амфибия оказалась остро востребованной во время советско-финляндской войны.
К началу Великой Отечественной «шаврушки» (так любовно окрестили машину в войсках) строились серийно. А в августе 1941 года в Иркутск из Ленинграда были эвакуированы авиаремонтные мастерские (позднее они стали именоваться авиаремонтной базой АРБ-403) — с руководством и персоналом. Сохранилось свидетельство одного из ленинградцев: «Иркутяне встретили нас радушно. Разместились мы в двухэтажных, обшитых тесом, домах и в классах учебно-тренировочного отряда. В 1943 году для нас построили кирпичный дом...»
С собой ленинградцы привезли станки, оборудование, стапели и заготовки 20 самолетов-амфибий Ш-2. В короткое время на заводе 403 (так он стал называться) было налажено строительство этих самолетов (из всех авиамастерских гражданского флота страны только в Иркутске самолеты выпускались серийно; правда, моторы, колеса и винты поставляли другие заводы). Первый самолет взлетел в конце 1942 года — с сухопутного аэродрома в районе Красных казарм. В воздухе пилот ручным приводом убрал шасси и произвел посадку на Ангару. В обратном полете самолет сел на выпущенные колеса — уже на аэродром.
Всего с 1942 по 1945 гг. из цехов завода стартовали 150 новеньких «шаврушек» и еще 286 были отремонтированы. Более того: наш завод выпускал эту машину большими партиями в 46—47-х и в 51—52-х годах. Тогда были установлены более мощный двигатель (запускался от баллона со сжатым воздухом), закрытая кабина, триммеры на рулях высоты и направления.
Сколько всего Ш-2 получил фронт (а позже — народное хозяйство) — сказать трудно: одни источники называют более 700 единиц, другие говорят о 800—1200. В одном правы все: простота и высокая ремонтопригодность (есть такой термин у авиаторов, означает быстрое устранение неполадок; к примеру, одна «шаврушка» за свою летную жизнь проходила до пяти капитальных ремонтов) обеспечили этому самолету долгую жизнь.
В фильме «Валерий Чкалов» 1944 года, главный герой пролетает в Ленинграде под Троицким мостом: актера дублировал летчик Борисенко, во время съемок проделавший этот трюк 6 раз — на иркутской «шаврушке».