*1).
«Байка́л» — паровой паром-ледокол российского флота, действовавший на озере Байкал в 1899—1918 годах
История появления необычных для Байкала кораблей такова. Сроки пуска Кругобайкальского участка Транссиба затягивались. Исключительно тяжелые условия строительства (сплошные скальные породы), необходимость прокладки многочисленных тоннелей затрудняли полноценную работу Транссиба в зимнее время. Тогда было решено построить несколько специальных кораблей, которые могли бы осуществлять перевозку вагонов с пассажирами и грузовых платформ.
Император Николай II подписал распоряжение о выделении 1 млн 135 тыс. рублей на устройство переправы через Байкал. 9 декабря 1895 года Управлением по сооружению Транссиба было решено разместить заказ на изготовление парома-ледокола в английской компании «В. Г. Армстронг, Витворт и К», которая располагалась в Ньюкасле. Уже 15 декабря этой компании было дано поручение и наряд на поставку ледокола-парома.
Сам по себе проект «Байкала» был уникален — судостроителям предстояло построить корабль, который должен был колоть очень толстый байкальский лед, иметь корпус особой прочности и к тому же совместить в себе функции корабля и парома. И англичане постарались. Было сделано все, чтобы обеспечить судну и людям безопасность. Сделали двойное дно, огромное число водонепроницаемых переборок; использовались лучшие марки сталей.
16 июля 1896 года ледокол «Байкал» в разобранном виде прибыл в Петербург, затем по железной дороге в Красноярск. Далее эту огромную конструкцию гужом притащили в Лиственичное, где окончательно собрали корабль. Сборка началась 15 января 1898 года на стапеле, специально возведенном по этому случаю. Зрелище было грандиозное — ежедневно более 400 человек выходили на работу...
В апреле 1899 года корабль уже был готов к покраске, а 17 июля 1899 года состоялся спуск первого байкальского ледокола. Газета «Восточное обозрение» писала по этому поводу:
«... По команде почти моментально убраны подпорки, в небольшом количестве все еще поддерживающие ледокол, выбиты клинья, расположенные внизу по всей длине, выброшены «стрелы», которые главным образом задерживали ледокол на месте и наконец перерублен канат в носовой части. Два смельчака забрались на дорожку, где начинались полозья саней ледокола, стали лить горячее масло. Сию минуту ледокол должен был тронуться, наступило томительное ожидание, вдруг он дрогнул, качнулся и под дружное «ура» искренне обрадованных рабочих тронулся с места...»
25 июня 1899 года по повелению императора ледоколу было присвоено название «Байкал».
«В октябре 1899 года ледокол был почти готов, на нем установили 3 машины тройного расширения по 1 250 индикаторных сил каждая... Две машины помещались на корме, были разделены продольною водонепроницаемой переборкой, служили для вращения двух кормовых винтов (диаметр 13 фут., шаг 14 фут. 6 дюймов), приводящих ледокол в движение. Третья машина помещалась в носовой части и служила для вращения носового винта (диаметр 11 фут. 6 дюймов, шаг — 16 фут.), способствующего ледоколу ломать лед»
Ледокол имел 15 цилиндрических котлов, балластные цистерны, которые могли принять 580 тонн воды, он развивал скорость 13,02 узла в час при водоизмещении 4 200 тонн.
Первый пробный рейс состоялся 4 января 1900 года под командой корабельного инженера и начальника строительства В.А. Заблоцкого.
24 апреля 1900 года «Байкал» был сдан в эксплуатацию.