*5).
Управляемый полет
- 7 марта 1910 года
в помещении тира общества охотников состоялось собрание учредителей в Иркутске воздухоплавательного кружка. На собрании присутствовало более 40 человек.
- 29 марта
в общественном собрании С. Цапенко прочел лекцию по воздухоплаванию.
- 25 апреля
в общественном собрании состоялось организационное заседание членов открываемого отделения Императорского Всероссийского аэроклуба.
- 2 февраля 1911 года
при местном аэроклубе организуется гимнастическая и воздухоплавательная дружина под наименованием «Иркутский сокол».
- 17 июля 1911 года
на ипподроме состоялся полет авиатора Седова.
- 20, 22, 28 и 29 июля 1911 года
в 6 часов вечера на ипподроме Общества поощрения коннозаводства состоялся полет авиатора Я.И.Седова на аппарате «Фарман», приглашенного местным клубом.
В газете «Сибирь», объявившей летным днем 17 июля. Полетов, говорит газета, было три: при первом аппарат продержался в воздухе 3 минуты, во втором – 10, а третий был прерван – «Фарман» рухнул у забора, но обошлось без жертв.
Седов – сокол из Одесского «гнезда», летал там наравне с Михаилом Ефимовым, Сергеем Уточкиным, с борцом Иваном Заикиным (свернувшим свои полеты после падения с писателем Куприным, который тут же взял с друга слово – не летать более) и с Харитоном Славороссовым, будущим организатором Добролета.
Народ не любит слабых и нерешительных. Мир увлечен авиацией! Там, в небе, были новые ощущения, там риск и, конечно, деньги и слава.
- 8 марта 1910 года первый русский летчик Михаил Ефимов совершает первый свой полет в России…
И к моменту появления первого авиатора в нашем городе, в самой России их было уже десятка два. Все они прошли обучение во Франции, там получили пилотские свидетельства («бреве») и там же на свои деньги купили аэропланы. На них участвовали в соревнованиях (их тогда называли «митинги»), выигрывая денежные призы или ломая себе кости. С собственными же аппаратами летчики (в ходу было слово «летуны») ездили по городам и за деньги демонстрировали полеты.
- 25 апреля 1912 года.
В годовщину иркутского отдела Всероссийского аэроклуба состоялось торжественное заседание, на котором присутствовало 150 членов клуба. Был заслушан доклад С.С. Цапенко «Необходимость создания воздушного флота для защиты Сибири».
Авиатор № 2 в Иркутске появился через год после Седова.
- 29 июля 1912 года
«Снова, прочитав в газетах новость, иркутяне толпами спешили к ипподрому, где
назначен третий (первые два не состоялись) полет авиатора А.А. Кузьминского на моноплане Луи Блерио».
Ветром его отнесло за Малую Разводную к пороховым погребам.
- 23 марта 1913 года
в общественном собрании капитаном Фоминым прочитана лекция по авиации.
- 26 марта 1913 года
день авиации, то есть кружечный сбор на создание военного воздушного флота, собрано 5 274 рубля 55 копеек.
Лекции читает офицер, а на улицах городов собирают деньги на военный флот – до начала войны остается менее полутора лет и, по всей видимости, к этой войне россияне готовятся.
- 26 марта 1918 года
ночью стрельба на вокзале, привезли аэроплан в здание советских организаций.
Вокзал – самое неспокойное и оживленное место в городе. С германского фронта возвращаются военные – группами и порознь, большинство с оружием, кто-то уже на стороне большевиков, а кто-то стремится только домой, но разоружаться при этом не желает. В некоторых эшелонах военные следуют организованно – например, казачьи части Забайкальского, Амурского войска.
- 15 мая
прибыл 5-й Сибирский корпусной воздухоплавательный отряд, размещен в казармах на Петрушиной горе.
Судя по именованию, на Петрушиной горе (район современного телецентра) разместилась регулярная войсковая часть, прибывшая с германского фронта. В последующем, когда аэропланы станут активно применяться белыми и красными, возможно основу их авиаотрядов составляли летчики именно этой части.
- 24 мая
в 6 часов вечера над городом летал аэроплан, поднявшись довольно высоко.
<<Это летал аэроплан красных. Накануне большевики со стрельбой разогнали собрание железнодорожников, которые требовали освобождения арестованных товарищей. В тот же день Союз фронтовиков с пулеметами освободит своего арестованного председателя.>>
- 25 мая
в дом советских организаций привезен громадный ящик с аэропланом.
В этот день народный комиссар по военным делам Троцкий приказал расстреливать каждого чехословака, найденного с оружием. В ответ восстал Чехословацкий корпус – более 35 000 бойцов – его выступление считается началом Гражданской войны в Восточной Сибири.
- 26 мая
в половине седьмого над городом кружился аэроплан не особенно высоко, второй пролетел очень высоко по направлению к Иннокентьевской.
- 16-29 июня
большевики срочно перевозят свои учреждения. Сегодня, например, уезжает в Читу Центросибирь по борьбе с контрреволюцией. Сегодня и в предыдущие дни везли мимо пушки, пулеметы, бомбометы, припасы (муку), аэропланы.
- 11 июля в город вошли белогвардейцы и чехословаки. На полтора года в Иркутске восстановилась законная гражданская власть при поддержке белых сил.
- 16 июля
летал аэроплан чехословаков. Приказ к 12 часам сдать автомобили, мотоциклы, велосипеды и оружие казенного образца.
- 18 июля
10 часов утра. Летает аэроплан чехословаков. Говорят, что в Мысовске идет жестокий бой.
Это белые прогнали красных за Байкал. Пройдет немного времени, и на Восточном фронте (в районе Урала) с запада красные станут теснить армии адмирала Колчака. Оттуда на восток, в сторону Иркутска, начнется массовая эвакуация…
- 2 сентября 1919 года
на путях станции Иркутск остановился авиационный парк из Кургана.
Кроме авиапарка, в Иркутск эвакуируются тысячи тонн груза, войска, семьи с детьми, различные учреждения, в том числе – колчаковское правительство. Надолго здесь им задержаться не удастся. 24 декабря в Иркутске восстанет эсеровский Политцентр. На его стороне выступят подпольные дружины большевиков. Снова начнутся уличные бои…
- 27 декабря 1919 года
в 3 часа дня по береговой улице пролетел аэроплан и сбрасывал прокламации, которые, блестя на солнце, походили на голубков.
Чьи аэропланы в эти страшные дни летают над городом – сказать невозможно.
- 1 января 1920 года.
С 8 часов утра ружейная стрельба на Ушаковке, к 9-10 часам она значительно усилилась, трещит пулемет. Объявления, что скоро прибывают японские войска… 3 ½ ч. вечера – аэроплан сделал два круга над городом, сбросил литературу и бомбу, разорвавшуюся на углу Арсенальской и 5-ой Солдатской, есть пострадавшие…
Это известие: первый (и будем надеяться, последний) случай, когда Иркутск бомбили с воздуха.
- 18 января
на Иерусалимской горе похороны жертв бывших событий (128 гробов)… С 12 часов два аэроплана сбрасывали газеты Народной революционной армии.
- 23 января власть от эсеро-меньшевистского Политцентра в городе бескровно перейдет к большевикам. Но с запада к Иркутску уже приближаются каппелевцы – они отступают под ударами регулярной Красной Армии и местных партизан. Белогвардейцы все еще представляют серьезную силу, которая угрожает Иркутску реальным штурмом и захватом.
- 28 января
воздушной разведкой в Куйтунском противника не обнаружено…
(из оперативной сводки штаба Восточно-Сибирской советской армии).
- 30 января
навстречу белым в район Зимы красные выдвинули 2 300 бойцов при двух орудиях, шести пулеметах. Отряд сопровождали два самолета «Сопвич».
Передовые отряды белых разгромили эту группировку. Но самолеты, по-видимому, успели удрать. Потому что через неделю разведка красных доносила:
- 8 февраля.
Общие сведения о каппелевцах… Аэропланов нет совершенно…
(Из сводки политотдела 4-й Иркутской советской дивизии).
Но и без аэропланов белые, обмороженные, раненые и голодные, продолжают двигаться к Иркутску. Теперь уже большевики объявляют город на осадном положении и начинают спешную эвакуацию – на всякий случай.
- 3 февраля.
Сегодня ночью и днем по Большой улице нескончаемые обозы клади и припасов, все везут по Якутскому тракту. Увезли сотни миллионов серий американских, все золото и серебро, чтобы каппелевцам ничего не осталось. На Ушаковке масса бочонков с денатуратным спиртом, там же два аэроплана, и над ними раскинуты палатки…
Иркутск приготовился к обороне (вряд ли она смогла бы выдержать натиск). Горожане попрятались. Большевистское руководство покинуло город.
- 6 февраля.
В 12 часов на Тихвинской площади был сборный пункт армии, идущей навстречу каппелевцам. Масса подвод с патронами, красные знамена, сестры милосердия, в 3 часа аэроплан…
Этой ночью в Иркутске без следствия и суда расстрелян флота русского адмирал А.В.Колчак.
По достигнутому соглашению (в ситуацию, пригрозив обеим сторонам оружием, вмешались чехословаки), белые миновали город стороной и ушли за Байкал.
- 9 февраля.
Летчику Погорлецкому произвести к 13 час. дня разведку местности в районах г.Иркутска, дер.Смоленское, Большая Елань, Усолье и возвращение по Московскому тракту с бомбардировкой Суховской и Иннокентьевской…
(из приказа по войскам ВССА).
- 11 февраля
Знаменский девий монастырь занят советскими войсками, в числе которых есть монголы и китайцы. Монашек поместили в какое-то одно из помещений… Ограда монастыря – военный лагерь с пушками, пулеметами, аэропланами…
В дальнейшем, когда вооруженная борьба переместилась в Забайкалье, авиация не раз упоминается в документах красных. Например, при подготовке наступления на Читу, говорится об авиаотряде из четырех самолетов. А в сводке о составе Народно-революционной армии Забайкалья на 11 мая 1920 года есть цифра: 234 бойца числятся в авиачастях.
Об авиации противника тоже есть сообщения. Выберем ближайшие.
Из оперативной сводки штаба главкома Прибайкалья от 3 апреля 1920 года:
«…На северном участке, в районе с. Беклемишева, партизанами отряда т. Бурлова в 14 час. захвачен неприятельский аэроплан, вылетевший из Читы на разведку вдоль по Старо-Читинскому тракту и спустившийся на озеро Шакша вследствие порчи мотора. Два летчика взяты в плен…»
Из приказа по 1-й Иркутской стрелковой дивизии от 3 апреля 1920 года:
«…Начальнику 1 авиаотряда дивизии сделать распоряжение о подыскании аэродрома в районе Укыр – Вершино-Кондинское и назначить два самолета для перелета из Бады; срочно привести в боевую готовность взятый у противника самолет…»
И пока в Забайкалье и на Дальнем Востоке еще идет война, в Иркутске советская власть уже победила. Но до мирной жизни еще далеко.
Неслыханно: Красная Армия на всех фронтах в это время насчитывает свыше 5 000 000 бойцов! Как прокормить и обуть-одеть 5 миллионов?
- 20-е годы – самое тяжелое время для всех – и для новой власти, и для «бывших» колчаковцев.
Иркутск переполнен беженцами и военными. Голод – уже не угроза, а страшная реальность. На рынке из-под полы продают мясо павших животных. Солдатский паек урезан до 200 граммов хлеба и тарелки борща в день.
Хозяйственная разруха усугубляется тяжкими налогами на крестьян.
В Сибири большевики вводят более 30 видов разверстки: на мясо, молоко, масло, яйца, зерно, овощи, кожу, шерсть, рога, перья…
Под предлогом повального российского голода, у сибирских крестьян продукты изымаются либо за смехотворную плату, либо силой. К сбору продовольствия подключили партийные и советские органы, армию, чека. На помощь сибирским продотрядам из Центральной России прибыла масса рабочих и продармейцев – более 35 000.
- К маю 1920 года удалось отнять-реквизировать 16 миллионов пудов хлеба. Вскоре заготовки сократились. Сибпродком не только прекратил поставки, но оказался не в состоянии накормить даже собственные военные гарнизоны и население городов…