Re: Когда-то...давным-давно...

Разговоры обо всем. Свободные темы.

Модераторы: гаврош, mr ego

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 16 окт 2014, 10:39

*25).

В авиационном отношении летопись Иркутска 1926 год выделяет, как время визитов или транзитов. (Кстати, еще 23 июля 1925 года в Иркутск приезжали японские инженеры Сабуро Арай и Мацуо по вопросу организации авиаполетов по трассе Токио-Москва-Токио).
_______________________________________
А 15 июня 1926 года в 17 часов 45 минут на аэродром в Боково сел самолет, ведомый французским летчиком Пелетье-Дуази. На следующий день он вылетел в Читу.

Изображение
_______________________________________
8 июня приземлился самолет, ведомый летчиком из Дании Ботвидом. На следующий день вылетел в Красноярск.
_______________________________________
30 июля сели два немецких самолета типа «Юнкерс», совершавших перелет по маршруту Берлин-Пекин. Руководитель полета доктор Кнаус, летчики Шнебеле и Дольди, бортмеханики Штейбель и Рудель, помощники Эрнстерберг и Айхельтон. Их сопровождали русские летчики Кудрявцев и Козлов.


Изображение
_______________________________________
14 сентября из Читы в Иркутск прилетели первые самолеты немецкой воздушной экспедиции. Экипажи остановились на отдых в гостинице «Европа». Вылетели в Красноярск 16-го числа.
_______________________________________
(Через два года – 30 августа 1928 года – немцы посетят Иркутск еще: на этот раз – самолет германского акционерного общества «Люфт-Ганза», ведомый летчиком Альбресом, механиком Айсенштоком. Вместе с ними будет представитель общества Стэбор).
_______________________________________
20 сентября в Боково на обратном пути из Токио приземлился польский самолет «Бреге», ведомый летчиком Орлинским. После кратковременного отдыха вылетел на запад 21-го числа.

Изображение
_______________________________________

Японцы, француз, датчанин, немцы, поляк: «все флаги» к нам.

Еще одно любопытное событие:

6 ноября директор Иркутской обсерватории профессор В.Б. Шостакович командирован народным комиссариатом просвещения на международный конгресс в Берлин по изучению полярных стран при помощи дирижаблей.
_______________________________________
А про полет Галышева – ни слова!
Изображение
Между тем, еще в ноябре 1925 года иркутский пилот В.С. Боженок в течение трех месяцев проводил изыскания новой воздушной линии. И когда этот путь был разведан, аэродромы и посадочные площадки оборудованы, персонал подобран и горючее завезено, первую в стране международную регулярную линию решено было открыть.

Изображение

22 июля 1926 года в 6 часов утра летчик Виктор Львович Галышев из Боково поднял Ю-13 «Моссовет». На борту находились: технический руководитель Бурят-Монгольской линии С.Я. Корф, начальник авиамастерских К.И. Иванов, корреспондент газеты «Бурят-Монгольская правда» Зарев, механики Н.А. Орлов и Ф.И. Грошев (который впоследствии станет генералом).
________________________________________
Путь из Иркутска пролегал через Верхнеудинск (Улан-Удэ), Усть-Кяхту, Алтан-Булак, конечный пункт – Урга (Улан-Батор), куда прибыли в тот же день.

Корреспондент в газете за 24 июля свои впечатления описывал так:

– Пишу с высоты 1 300 метров на скорости 140 километров в час.

Внизу стелется унылая пустынная степь с вкраплениями леса, мелькают игрушечные поселки. Несутся квадраты полей, прорезанные ровным, как линейка, трактом. Высокие внизу горы кажутся до смешного малыми, их чуть видно на земле.

От Верхнеудинска до Усть-Кяхты растянулся, извиваясь, узкий серый холст Селенги.

Машина идет ровно. Настроение великолепное. Удобнее и спокойнее автомобиля. Разговариваем, читаем, смотрим вниз и даже закусываем. Убукун, Гусиное озеро, Селенгинск незаметно проплывают под ногами. Осталось верст двадцать до Кяхты. Внизу игрушечный пароход с баржей стоит, как на месте. Обогнали.

Воздух чист, яркое солнце, безоблачное небо.

В Усть-Кяхте пустые улицы ожили, бежит народ, животные – кто куда. Ветра нет. Под нами круг. Идем вниз без мотора, ощущение необыкновенной легкости. Скачки, и мы останавливаемся. Нас ждет толпа крестьян. На часах – семь с половиной. Полтора часа в пути…

С того дня полеты здесь стали регулярными. А летчикам еще предстояло проложить самую трудную трассу – на север: она должна была соединить Иркутск с золотоносными приисками Бодайбо и Якутией.
Изображение

Изображение
Последний раз редактировалось BUm 17 окт 2014, 09:15, всего редактировалось 1 раз.
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 17 окт 2014, 08:46

*26).



О других событиях этого времени.


11 января 1931 года Постановлением Совета Труда и Обороны строительство Иркутского аэропорта признано ударным. Срок сдачи объектов первой очереди определен уже к концу года – к 1 ноября.

19 января пилоты В.Л. Галышев и И.В. Доронин с бортмехаником И.М. Эренпрейсом привели из Москвы в Иркутск первый самолет АНТ-9.

В марте началось формирование базы для открытия в Иркутске авиационно-технической школы (начальник И.И. Михайлов). А уже в конце апреля в школе приступили к первым занятиям. Учебные аудитории, казармы и административно-хозяйственные помещения разместились в корпусах бывшего Кадетского корпуса и Юнкерского училища на Архиерейской горе.

(1 октября по ускоренной программе обучения школа выпустит первых 97 авиатехников для Военно-Воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной армии).
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 17 окт 2014, 08:51

*27).

Иркутск, 1928 год.

Сухопутные авиалинии продолжает обслуживать Боковский аэродром. Сюда уже приходят почтовые «борты» из Москвы – пока эти рейсы не часты, идут долго, со многими промежуточными посадками, да и почты привозят немного – всего 100 кг.
Изображение

А по осени аэродром закрывают, вывозят бензин, снимают охрану. Зимой наступает относительное затишье. Правда, вскоре в обиход авиаторов войдет лыжное шасси. Эта новинка – тоже требование времени: стране нужны регулярные авиалинии.
Изображение
Екатов с женой.

И еще все лето гудят моторы над Ангарой.
«Воздушной гаванью Восточной Сибири» газеты стали называть Иркутск. И морское слово «гавань» тут не случайно: в первые годы становления сибирской авиации полеты выполнялись с воды. В Иркутске самолеты ставили на поплавки и они стартовали с Ангары, беря курс на северо-восток. Но почему гидросамолеты?
Дело в том, что пригодных для работы аэродромов или просто площадок – ни в Якутске, а тем более в Усть-Куте, Киренске, Витиме, Олёкминске – не было. Надежда и основной ориентир летчиков – великая (в былые времена) река Лена: и причалы при ней и, в случае чего, приводниться в пути всегда можно.
В Иркутске же самолеты принимает и выпускает в полет красавица Ангара. Для этого выбрали относительно спокойный, ровный и широкий участок между Знаменским монастырем и створом Мясницкой (Мяснорядской) улицы (позже ей будет присвоено имя замечательного врача-офтальмолога Захария Гершоновича Франк-Каменецкого, одного их трех братьев-профессоров: один химик, другой – филолог).

К концу лета 1928 года гидростанция на Ангаре была готова. В начале улицы Мяснорядской арендованы два дома: в одном разместился штаб «Добролета» (тут же на рейсы оформляли пассажиров и груз), в другом – мастерские и склад запчастей. На берегу были построены три причала и дамба.
Изображение
Изображение
Изображение

На гидросамолетах летали летчики В.Л. Галышев, М.Т. Слепнев, О.А. Кальвиц, А.С. Демченко, машины обслуживали бортмеханики Т.В. Анисимов, Ф.Г. Савин, Ф.Ф. Леонгард, Ф.Б. Фарих и инженер мастерских Б.С. Татарийский.
А осенью в Иркутске произошло знаменательное событие: 14 октября состоялся первый воскресник членов Маратовского районного отделения Осоавиахима. Люди собрались и весь день добровольно работали на постройке нового аэродрома. Место для него выбирали долго, и в результате остановились на районе Красных казарм (по-старинке это место иркутяне звали Архиерейской горой). Собравшиеся пилили деревья и вырубали кустарники.
К исходу года сюда будут переведены авиамастерские из Верхнеудинска. Пока еще на плане строители размещали будущие сооружения: взлетно-посадочную полосу, стоянку для самолетов, производственные и бытовые помещения.
В марте прораб Сергей Васильевич Ленский набрал первых 20 человек: отныне они станут отвечать каждый – за свой участок на строительстве большого и чрезвычайно важного объекта с солидным названием «аэродром». Что это такое – все представляют пока довольно приблизительно. Однако специалисты уже верно обозначили главное: учитывая положение «розы ветров», полоса для взлета и посадки будет расположена по линии север-юг.
Именно с этого времени организовалась строительная контора, которая чуть позже вошла в структуру треста «Граждвоздухофлот» под № 5.
(Подразделение это потом не раз будет менять свое название. Во времена так называемого развитого социализма строительно-монтажное управление № 11 станет одним из самых мощных в системе Министерства гражданской авиации СССР. Еще пройдут годы. В стране возникнут совершенно новые экономические отношения, и СМУ-11 преобразуется в ОАО «Сибавиастрой», и в этом виде станет успешно функционировать и доныне…)
А Иркутскому авиаотряду тогда позарез требовался постоянный аэродром – круглогодичной работы, с настоящей взлетно-посадочной полосой, с ангарами для самолетов, с авиамастерскими, складом ГСМ и всеми необходимыми службами, а главное – с пассажирским аэровокзалом.
И с 14 июня там начались земляные работы.

Изображение

Из других авиационных событий 1929 года следует отметить следующие.
В феврале в Иркутск прибывает группа бывших военных, демобилизованных из Красной Армии:пилоты А.В. Мансветов, Е.Д. Ардазиани, И.С. Лапоногов, авиамеханики А.Р. Евсеев, П.М. Пименов, А.В. Недяк приняты на работу в гидроотряд.
17 апреля завершились зимние полеты на Бодайбо и Якутск (всего за год выполнено 63 рейса, перевезено 145 пассажиров, 1 500 кг почты и 900 кг грузов).
Весной в Иркутском округе впервые в стране было положено начало применения авиации в борьбе с грозным вредителем тайги – сибирским шелкопрядом. Уже с 8 мая по 26 июня «пилот С.В. Лямин и бортмеханик П.И. Карасев опылят с воздуха в районе Култука пораженный шелкопрядом участок кедрового леса площадью 1 615 га бактериологическими препаратами, давшими блестящий результат».
Изображение
«16 июня на остров Врангеля вылетела экспедиция на самолете В-33 с летчиком О.А. Кальвицем и механиком Ф.Ф. Леонгардтом. Вместе с ней отбыл представитель наркомторга Красинский».
Менее чем через год в Иркутск придет весть о гибели этих летчиков…
Изображение
Памятник на месте гибели О.А. Кальвица и Ф.Ф. Леонгардта.

В обезглавленном здании Входо-Иерусалимской церкви, было общежитие культпросветучилища (не знаю, каково ребятам было жить и репетировать спектакли там, где отпевали покойников, да и кладбище – рукой подать). А на площадке (ее прежде звали «коммунистической») – несколько могил. Тут погребали павших в боях, здесь упокоены чекист Танаисов и красный командир, «дедушка» Каландаришвили ( на похоронах говорили: «Мы везли его из Якутии, в дороге не раз сани с гробом переворачивались, может, и «дедушка» лежит лицом вниз…»)
Но меня более всего занимал обелиск на могиле летчиков. Суровой романтикой веяло от камня. «Иностранные» фамилии и место гибели – неведомые Сангарские копи – будили мальчишеское воображение…
Изображение

Группа иркутских летчиков у самолета Р-5, первый слева – П.Г. Карпушенко (1934 г).
Изображение




Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 18 окт 2014, 09:18

*28).

С 1928 года в Иркутском гидроотряде работает Маврикий Слепнев, который через несколько лет прославит сибирскую авиацию и станет одним из первых семи носителей нового высокого звания – Герой Советского Союза № 5.
Изображение
Маврикий Трофимович родился в 1896 году в деревне Ямсковичи Петербургской губернии. Работал на заводе электрической аппаратуры в Санкт-Петербурге, окончил школу прапорщиков. Участник Первой мировой войны, был награжден офицерским орденом Анны 4-й степени. Окончил Гатчинскую летную школу и инженерный факультет Военно-инженерной академии.

Во время Гражданской войны был прорабом строительного отдела 25-й стрелковой дивизии, которой командовал В.И. Чапаев. В 1928 г. принят линейным пилотом в Иркутский отряд гидросамолетов. Летал на трассе Иркутск-Якутск, предложил новую трассу от Иркутска до Невера через Алдан. В начале 30-х годов М.Т. Слепнев был назначен командиром особого отряда транспортной авиации по перегонке новых самолетов с завода на воздушные линии страны.

Одним из первых явился в Правительственную комиссию по спасению челюскинцев. Летчик предложил, учитывая отдаленность советских авиабаз от места аварии, закупить в США самолет и перегнать его с Аляски к мысу Северному. Его предложение было принято, и Слепнев, совершив почти 1 000-мильный перелет из Фэрбенкса в Ном, 31 марта 1934 года пересек Берингов пролив и приземлился на родной земле. Взяв ездовых собак, он вылетел в лагерь челюскинцев, а 10 апреля Слепнев доставил в Ванкарем первых 5 челюскинцев.

20 апреля 1934 года Маврикий Трофимович Слепнев стал Героем Советского Союза.

Позднее, окончив Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского, Слепнев был командиром эскадрильи дирижаблей ГВФ, а с 1939 года – начальником Академии ГВФ. В годы Великой Отечественной войны служил в военно-морской авиации на Черном море, затем работал в Главном управлении ВВС Военно-Морского флота и Главном военно-морском штабе. С1946 года – полковник в отставке. Последние годы занимался литературной и лекционной деятельностью.

Умер в Москве 19 декабря 1965 г.
____________________________________

Иван Доронин родился в 1903 году в селе Каменка Пугачевского уезда Саратовской губернии.
Изображение
Учился в военно-морском училище имени Фрунзе в Ленинграде и в Севастопольской школе морских летчиков.

С 1930 года Иван Васильевич Доронин – летчик Восточно-Сибирского управления воздушных линий. Работал на трассе Иркутск – Бодайбо – Якутск, первым выполнил перелет по маршруту Иркутск – Канск.

В 1934 году участвовал в спасении из ледового лагеря людей с парохода «Челюскин». За этот подвиг в числе первых семи Героев Советского Союза 20 апреля 1934 года Иван Васильевич Доронин был удостоен высокого звания и медали «Золотая Звезда» под № 7.

12 июня 1934 года в постановлении Иркутского горсовета говорилось:

«Отмечая исключительные заслуги перед СССР летчика Восточно-Сибирского управления воздухофлота Героя Советского Союза тов. Доронина, принявшего непосредственное участие с другими летчиками – Героями Советского Союза – в спасении челюскинцев, городской Совет постановил:

присвоить 4-й средней школе г. Иркутска имя Героя Советского Союза пилота И.В. Доронина,

переименовать улицу Дегтевскую в улицу имени Доронина».


В 1939 году И.В. Доронин окончил Военно-Воздушную инженерную академию имени Жуковского и работал начальником испытательной станции авиационного завода. В годы Великой Отечественной войны испытывал новые образцы авиационной техники.

В 1947 году уволился из рядов Советской Армии.

Похоронен на Ново-Девичьем кладбище в Москве…
Последний раз редактировалось BUm 20 окт 2014, 08:00, всего редактировалось 1 раз.
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 20 окт 2014, 07:50

*29).

О других событиях

11 января 1931 года Постановлением Совета Труда и Обороны строительство Иркутского аэропорта признано ударным. Срок сдачи объектов первой очереди определен уже к концу года – к 1 ноября.

Изображение

Изображение

Изображение


19 января пилоты В.Л. Галышев и И.В. Доронин с бортмехаником И.М. Эренпрейсом привели из Москвы в Иркутск первый самолет АНТ-9.


Изображение

Изображение

Изображение

В марте началось формирование базы для открытия в Иркутске авиационно-технической школы (начальник И.И. Михайлов). А уже в конце апреля в школе приступили к первым занятиям. Учебные аудитории, казармы и административно-хозяйственные помещения разместились в корпусах бывшего Кадетского корпуса и Юнкерского училища на Архиерейской горе.

(1 октября по ускоренной программе обучения школа выпустит первых 97 авиатехников для Военно-Воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной армии).

Авиационно-техническая школа в Иркутске была создана по приказу народного комиссара обороны СССР. Подготовка специалистов на первом этапе велась на уровне ремесленных училищ со сроком обучения в один год.

С повышением уровня оснащения и выпуском новых типов самолетов школа с 1934 года перейдет на выпуск специалистов со средним специальным образованием, со сроком обучения в два года, и на долгие годы получит наименование «Иркутское военное авиационное техническое училище» (ИВАТУ).

После Великой Отечественной войны, с внедрением реактивных самолетов, ВВС востребуют специалистов уже с высшим образованием. Поэтому приказом министра обороны СССР в 1975 году ИВАТУ будет преобразовано в Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (ИВВАИУ), а с 1998 года получит статус института.

(А в 2009 году, несмотря на многочисленные просьбы и протесты родителей курсантов, наше старейшее учебное заведение переведут в Воронеж…)

Полистаем летопись еще.

«1 августа в 19 часов 30 минут на аэродроме в Боково совершил посадку самолет, ведомый английской летчицей Эмс Джексон. Гостью встречали представители иностранного отдела крайисполкома и крайсовета Осоавиахима. Джексон сообщила, что ее перелет от Москвы до Иркутска состоялся благополучно. После краткого отдыха летчица 2 августа вылетела в Цицикар (Китай)».


Изображение
Весьма любопытное сообщение.
Изображение

Известных женщин-авиаторов в то время в мире было не много. И их имена гремели: дамы (впрочем, как и мужчины) ставили один рекорд за другим. В нашем случае, если газета вновь ошиблась в написании имени, здесь говорится о летчице Эми Джонсон.

Изображение

<<< 1 января 1931 года Эми Джонсон предпринимает попытку одиночного перелёта из Лондона до Бэйпина (кит. 北平, пиньинь Beiping, буквально «Северное спокойствие», самоназвание Пекина с 1928 по 1949 годы). Четырёхдневный полёт планировалось совершить через территорию СССР, с посадками и остановками в Москве, Самаре, Омске, Иркутске и Чите. Для этого Джонсон снова выбрала лёгкий биплан «DH.60G Gipsy Moth», названный уже «Джейсон III» (англ. Jason III G-ABDV), однако из-за неблагоприятных погодных условий полёт был вынужденно завершён в Польше, в 88,5 километрах к северу от Варшавы.
В июле того же года Эми на пару с пилотом Джеком Хамфрисом (англ. Jack Humphreys) совершили рекордный перелёт из Англии в Японию через Москву. В качестве самолёта был выбран лёгкий многоцелевой «De Havilland DH.80 Puss Moth», в конструкции которого впервые был использован фюзеляж сваренный из стальных труб с полотняной обшивкой. Так же «Джейсон II» (англ. Jason II G-AAZV)[4] имел модифицированный двигатель мощностью 120 л. с. (у «DH.60G Gipsy Moth» — 100 л. с.). Эми и Джэк стали первыми в мире, кто совершил перелёт от Лондона до Москвы всего за один день: 2 832 километра они преодолели за 21 час. Продолжив полёт через Сибирь до Токио, они установили второй рекорд — рекорд времени для перелёта из Англии до Японии: 8 дней 22 часа 7 минут (предыдущий рекорд — 15 дней). >>>


McDonnell Douglas MD-11 KLM PH-KCA EHAM ______с именем ЭМИ ДЖОНСОН .
Изображение
_________________________________________________________________________________
Далее.

«В августе 1931 года на Боковской аэростанции создано тренировочное звено. Здесь стали переучивать летчиков для работы на новой технике и обучать полетам в сложных условиях. Командиром звена назначен А.В. Мансветов, пилотом-инструктором – И.В. Доронин, авиамеханиками – Н.М. Косинов и П.И. Сальников, авиамотористами – Карасев и Б.П. Лаушкин».


«23 августа в 20 часов на Боковском аэродроме приземлился самолет, ведомый немецкой летчицей Эрцдорф, совершающей перелет по линии Берлин-Токио. Вылетела на восток 24 августа».

«1 ноября закончены работы по шоссированию дороги к новому аэродрому от Иркутского авиационно-технического училища до территории летного поля» (ныне это улица имени А. Ширямова).
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 20 окт 2014, 19:42

*30).

Сегодня, из удаленного времени, можно восхищаться дальновидностью тогдашнего руководства страны. Строили новые моторы и самолеты – почти в каждую конструкцию закладывались военные возможности. Авиация развивалась от Сибири на Дальний Восток – цепочкой аэродромов вдоль границы: в Китае было неспокойно, милитаристская Япония бряцала оружием – и эту угрозу нужно было учитывать всерьез.

Но если случится провокация, конфликт или война – как быстро перебросить сюда военную авиацию? Успеет ли? А может быть, производить ее здесь, на местах? Задача непростая, но ведь советскому человеку все по плечу. Да, он не сыт, «вооружен» только киркой и лопатой, но послушен воле партии. А уж коммунисты и комсомольцы – только кинь клич – пойдут куда угодно: в тайгу, на болотные топи, в степь, будут строить, копать, пилить – и все с песней!
Конечно, любили не все. По стране катились разоблачающие собрания, «чистки», аресты. Пресловутый ГУЛАГ (главное управление лагерей) поставлял на стройки массовую и бесплатную рабочую силу – ее показатели Госплан СССР тоже включил в экономику.

В Иркутске:

населения – 130 000 человек;

на заводе имени Куйбышева вступает в строй механический цех по выпуску оборудования для золотодобывающей промышленности, запущен мартен и цех металлоконструкций;

запускается в производство швейная фабрика;

открываются два кирпичных и один шлакобетонный заводы.

ЦК ВКП(Б) принимает постановление по образованию: в школу возвращены «буржуйские» методы воспитания и обучения – уроки, предметы, расписание, оценки, строгая дисциплина (в числе наказаний – исключение из школы).

Задания первой (1928-1932 гг.) пятилетки оказываются не выполненными.

В городах и рабочих поселках страны вводится паспортная система.

Для школ перерабатываются учебные программы, пишутся новые учебники.

Всего за 1929-1933 гг. на север выслано около 9 миллионов «кулаков» и членов их семей. Большинство этих людей погибнет от голода, болезней и переохлаждения…

Раскулаченных и изгнанных из родных мест называют «спецпереселенцы».

В Восточно-Сибирском крае создаются 165 поселений спецпереселенцев: 25 238 семей (91 664 человека). Наиболее крупные комендатуры: Черемховская – 10 поселков на 12 978 спецпереселенцев, Тайшетская – 17 поселков на 7 370 спецпереселенцев, Енисейская – 9 поселков на 6 681 спецпереселенца. А относительно небольшими считаются Северобайкальская – 2 поселка и 270 спецпереселенцев, Коларская – 1 поселок и 702 спецпереселенца и Киренская – 6 поселков и 892 спецпереселенца.

Эти люди выполняют самые тяжелые и дешевые работы: валка леса, копка земли, погрузка-разгрузка. В одном из секретных донесений Иркутского отдела ОГПУ сообщается: зимой 1931-32 гг. в Канском районе (Тайшетская комендатура) 813 спецпереселенцев размещаются в неприспособленных для зимовки бараках, а 862 человека (в том числе женщины и дети) живут в шалашах без печного отопления, что приводит к массовым заболеваниям и потере трудоспособности.

В Иркутском аэропорту у Красных казарм выполнена планировка, окончена сборка семиарочного ангара, построены авиационные мастерские 2-го класса и сборочный цех, перекрытый железобетонными опорами с пролетами по 31 метру.

«Тройкой» при полномочном представительстве ОГПУ по Восточно-Сибирскому краю по делу "Комбинат" 12 человек за вредительство во внесудебном порядке приговорены к расстрелу.

Советский Союз сотрудничает с 29 крупнейшими германскими фирмами.

В стране принимается закон «Об охране и укреплении общественной собственности», который государственную и колхозную собственность объявляет «священной и неприкосновенной». Отныне любая ее кража карается смертной казнью. Только при смягчающих обстоятельствах казнь заменяется заключением – не менее чем на 10 лет. Амнистия таких осужденных заранее запрещается.

Закон не делает различий между взрослым человеком и подростком, между крупным и мелким воровством: даже за горсть зерна приговаривают к 10 годам. Народ называет этот закон «о трех колосках». Только за пять месяцев его действия осуждены 55 000 человек и более 2 000 – расстреляны…

Осенью 1932 года в стране принимается план хлебозаготовок – явно завышенный. У крестьян отнимают все съестное. Они же голоду нередко предпочитают самоубийство, отравляясь угарным газом целыми семьями. Тех, кто пытается бежать в города, задерживают заградительные отряды.

В стране начинается голод, особенно тяжелый – на Украине, Кубани и в Поволжье. С сельских улиц исчезают собаки, не летают птицы. Люди едят древесную кору, кожаные ремни, обувь.

Официально зафиксированы более 2 000 случаев людоедства.

В 1932-1933 годах от голода умирают около 7 миллионов человек.

При этом продолжается продажа зерна за рубеж: валюта остро требуется для нужд индустриализации.

За 1932 год в Западную Европу вывозится 1 800 000 тонн зерна.

Еще 1 000 000 тонн зерна в 1933 году продано за границу.

В стране голодают 25-30 миллионов человек.

Завершается массовый переход к обязательному 4-классному образованию.

Рабочие Иркутска включаются во Всесоюзное социалистическое соревнование.

Бригады ударников созданы на Куйбышевском заводе, лесозаводе, на слюдяной и швейной фабриках, в вагонном цеху станции Иркутск, в депо станции Иннокентьевская…

Охватить разумом все это – непосильный труд.

Миллионы исковерканных судеб и прерванных жизней. На другой чаше весов – колоссальное строительство: вся страна – гигантская стройка!

В условиях военной опасности за Уралом начинают строить авиационные заводы: в Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Улан-Удэ, Арсеньеве, Николаевске-на-Амуре (за ударный труд молодежи город переименуют в Комсомольск).

Про наш завод газета сообщила лаконично:
Изображение
«28 марта 1932 года началось строительство производственных цехов и подсобных помещений Иркутского авиационного завода. Начальником строительства назначен И.Н. Бычков, директором – А.Д. Люшинский,

Изображение

техническим директором – Д.М. Хомский. С 1 апреля на заводе действовали организации: партийная (секретарь Вдовин), комсомольская (секретарь В. Бодров) и профсоюзная (председатель П. Тараканов, заместитель И. Секерин).


__________________________
Ирьянов В.Г., директор Иркутского авиационного завода в 1932 - 1935 гг.
Изображение
__________________________
Строится заводской корпус № 1 (1933 год).
Изображение

Изображение
В октябре для рабочих, прибывших на строительство авиазавода, отданы жилые и служебные помещения бывшего Вознесенского мужского монастыря».

Изображение


Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 21 окт 2014, 08:50

Праздник

28 апреля 1933 года газеты публикуют Постановление Совета Народных Комиссаров СССР за № 859:

«Проводить ежегодно 18-го августа празднование дня Воздушного Флота Союза ССР.

Председатель СНК СССР Молотов (Скрябин). Управделами СНК СССР Мирошников».

12 июля редакция газеты «Восточно-Сибирская правда» выпускает однодневную газету под названием «Стальной буревестник». Один экземпляр для того времени стоит дорого – 50 копеек. Однако иркутяне охотно и быстро раскупают весь тираж: деньги по всей стране собираются на постройку самолета «Максим Горький».

15 июля 1933 года комиссия ВСУ ГВФ утвердила размеры и пригодность аэродромов.

Аэродром Иркутск размером 600 на 500 метров эксплуатируется временно летом, размером 600 на 450 метров эксплуатируется зимой постоянно.

Аэродром Боково размером 350 на 360 метров эксплуатируется только летом.

Гидроаэродром размером 1 000 на 400 метров – только летом.

18 августа в Иркутске, как и по всей стране, празднуют День Воздушного Флота СССР.

К 8 часам утра у здания управления на углу 2-й Красноармейской и Коммунаров собрались авиаторы (позже в этом доме за Крестовоздвиженской церковью расположится филиал Киевского института инженеров гражданской авиации. А в просторной ограде долго лежали огромные дюралевые поплавки для гидросамолета.)
Отсюда начнется шествие по городу – под оркестры, с флагами, цветами и транспарантами. Вечером в парке Парижской коммуны – танцы.

Из приказа по ВСУ:

«Все имеющие форменное обмундирование должны явится одетыми по форме – суконный китель, брюки, форменная фуражка. Не имеющие форменного обмундирования от явки на парад не освобождаются».

Над городом летали самолеты – впервые иркутян катали бесплатно…
Последний раз редактировалось BUm 21 окт 2014, 20:09, всего редактировалось 1 раз.
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 21 окт 2014, 20:07

*31).

Авиазавод №125 им. И.В. Сталина в Иркутске



Строительство завода № 125 им. Сталина началось по постановлению правительства от 16 февраля 1932 г. Строительная площадка находилась на берегу Ангары, в 7 км от Иркутска. Для подготовки рабочих в Иркутске открыли авиационный техникум.

В августе 1934 г. завод официально ввели в строй. Ему поручили выпуск И-14 (АНТ-31) — металлического истребителя-моноплана с убирающимся шасси. Конструкция была сложной и нетехнологичной, и осваивать производство помогала целая бригада из конструкторского бюро Туполева. Оборудования не хватало, многие операции выполняли вручную, без спецоснастки. Первый И-14 взлетел с заводского аэродрома 24 февраля 1935 г., но военная приемка забраковала машину из-за большого числа дефектов. Вскоре вышло постановление СТО: «В связи с трудностями освоения самолета И-14 на заводе № 125 сократить программу завода № 125 со 180 машин до 50… ».17 Сдали же в 1936-1937 гг. только 18 истребителей. Но и они не заинтересовали военных: машину создавали под 75-мм динамо-реактивные пушки Курчевского, а, как показали испытания, этот вид авиационного вооружения оказался непригодным для практического использования.
Изображение
По этой же причине сняли с производства пушечный истребитель ИП-1, задание на который завод № 125 получил в январе 1936 г.
Изображение
В мае 1936 г. начали подготовку к выпуск бомбардировщика СБ — на тот момент самого передового советского боевого самолета.
Изображение
К этому времени число работающих на заводе превысило 2 тыс. человек, значительно возрос технологический уровень предприятия: была освоен штамповка деталей на падающих молотах, отливка штампов, стендовая технология сборки. В 1937 г, завод сдал 73 СБ, а до начала Великой Отечественной войны — почти 1 тысячу машин. С осени 1937 года иркутские СБ отправляли в Китай, где советские летчики помогали китайской армии в борьбе японской агрессией.
Изображение
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 21 окт 2014, 20:08

*32).

1934 год в Иркутске «богат» авиационными событиями


1 марта 1934 года Иркутское управление ГВФ срочно выслало два самолета в состав экспедиции по спасению челюскинцев. Самолеты были отправлены железной дорогой до Владивостока. С машиной под номером Л-752 выехали летчик В.Л. Галышев – кавалер орденов Красной Звезды и Красного Знамени и бортмеханик З.А. Федотов – кавалер ордена Красного Знамени, а с машиной номер Л-735 отправились летчик И.В. Доронин и бортмеханик Я.Г. Савин.

5 марта состоялось торжественное заседание Восточно-Сибирского крайкома и Иркутского горкома ВЛКСМ, посвященное третьей годовщине шефства комсомола над авиацией. Было отправлено приветственное письмо командующему Особой Краснознаменной Дальне-Восточной армии В.К. Блюхеру.

(Осенью следующего года пятерым советским военачальникам – Ворошилову, Буденному, Тухачевскому, Егорову и Блюхеру – будет присвоено звание «Маршал Советского Союза». Троих последних через два-три года по обвинению в измене и шпионаже расстреляют…)

20 апреля постановлением ЦИКа СССР семи летчикам, принимавшим участие в спасении челюскинцев, присвоено высокое звание «Герой Советского Союза». В числе их и летчики Восточно-Сибирского управления ГВФ И.В. Доронин, М.Т. Слепнев (Иркутск) и В.С. Молоков (Красноярск). Пилот В.Л. Галышев и бортмеханик Я.Г. Савин награждены орденами.
===============
30 апреля организован предпусковой субботник на строительстве авиазавода в ознаменование 15-летия социалистического субботника и статьи В. И. Ленина «Великий почин». На следующий день, 1 мая, был запущен в производство первый самолет. Перед пуском на площади перед кинотеатром «Луч» утром состоялись митинг и демонстрация, откуда рабочие отправились в цех. Там прошли торжества, на которых присутствовали директор Ирьянов, начальник цеха Раппопорт и парторг цеха Рванцев.
=========
14 июня специальный поезд с челюскинцами в 14 часов подошел к перрону станции Иркутск. По просьбе летчиков Восточной Сибири И.В. Доронина и В.Л. Галышева, принимавших участие в героической полярной эпопее, правительство разрешило сделать остановку поезда в нашем городе. На перроне был выстроен почетный караул, установлена импровизированная трибуна. На митинге выступили И. Доронин, Э. Кренкель, капитан «Челюскина» В. Воронин и Бобров. На митинге присутствовали первый секретарь крайкома М.О. Разумов, председатель крайисполкома Я.З. Пахомов, Кушаковский и М.Н. Ербанов, которые тоже произнесли речи.

Изображение

2 июля в Иркутске создано Восточно-Сибирское территориальное управление гражданского воздушного флота, начальником которого назначен А.Е. Голованов (в будущем – видный военный деятель, Главный маршал авиации СССР).

Изображение

Этим летом в районе Красных казарм (неподалеку от современного аэропорта) принимается в эксплуатацию «грунтовая взлетно-посадочная полоса-эллипс размером 800 на 600 метров с доведением до круга диаметром 1 000 метров».

С нового аэродрома начинаются регулярные полеты.

4 июля звено самолетов Граждвоздухофлота в составе заместителя начальника ВСУ Д.Е. Чусова (запомним это имя – оно нам еще встретится), летчиков Онищенко, Бугрова и Эверестова, инженера Шульгина и техника Смотрова вылетело из Иркутска в столицу Танны-Тувы – город Кызыл-Хото с дружеским визитом, вернулись 12 июля.

1 августа на аэродром в Боково в 16 часов 30 минут опустился легкий одномоторный самолет спортивного типа из Италии, на котором прилетел профессор истории и философии Падуанского университета Витторио Бесичо Брокиери. Его встречали председатель городского Совета Н.В. Камбалин, директор Иркутского университета Г.К. Русаков, профессор В.К. Абольд и представители общественности.

За время пребывания в Иркутске профессор Брокиери посетил высшие учебные заведения и встретился с профессорско-преподавательским составом и студентами. 3 августа он выехал на Байкал, где побывал на лимнологической станции АН СССР и совершил прогулку по озеру на моторной лодке. На следующий день в пригородных колхозах профессор ознакомился с жизнью и бытом крестьян.

10 августа в 14 часов на аэродроме в Боково приземлилось звено самолетов АИР-6, прилетевших по маршруту Москва-Иркутск.
Изображение
Перелет был организован Осоавиахимом и редакцией газеты «Правда». Командир звена Готгард, летчики – Нечаев, Нусберг и Сандрыкин, бортмеханики – Кахно, Гаврилов и Добжанский. Вместе с экипажем прибыл спецкор газеты «Правда» Борис Горбатов. На следующий день участники перелета были приняты М.О. Разумовым и Я.З. Пахомовым. Затем они в течение трех дней встречались с рабочими, представителями партийных и советских организаций. Вылетели в обратный путь 14 августа.

18 августа открылся аэроклуб при авиазаводе в пос. Иннокентьевском (Ленино). Комиссар клуба – Бекиров, начальник – Царёв, летчик-инструктор – Даниленко, летчик – Дрыдин и техник – Лешук.

4 сентября в доме № 47-49 на ул. Маркса в Иркутске открылся аэроклуб с летным, планерным и авиатехническим отделениями. Клуб насчитывает 20 членов-учредителей, около 1 000 физических и 20 юридических членов.

30 сентября открылась парашютная вышка, сооруженная краевым советом Осоавиахима на территории Иерусалимского кладбища, на углу улиц Парковой и 1-й Советской. На открытии присутствовали Фесенко, Вдовин, Матсон, председатель краевого совета Осоавиахима Флигельман и руководитель стройки Глазунов. Было принято решение присвоить вышке имя Восточно-Сибирского комсомола. В день открытия сделано 100 прыжков.

Изображение

(Вышка будет работать более полувека, став позднее заурядным аттракционом. Сколько людей за это время опустятся с нее на парашюте – подсчитать невозможно).

10 ноября закрыта церковь Знамения Божией Матери с передачей здания Иркутскому гидропорту.

Произвел первый набор слушателей и начал занятия Иркутский вечерний техникум при авиазаводе, директор – Ф.И. Ирьянова.

В течение года строительная контора Граждвоздухофлота вела интенсивное строительство аэродрома в Иркутске. За год были приняты в эксплуатацию пять тепляков, четыре жилых лома, служебный корпус, здания столовой, метеостанции и летно-испытательной станции для авиаремонтных мастерских.

14 октября силами авиастроителей в Иркутске сданы 4 жилых дома для семей авиаторов и здание сухопутного аэропорта.

Иркутские авиаторы уходящий год знаменуют тем, что работники аэропорта, летных отрядов и другие коллективы ВСУ отказываются от государственной дотации.




Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 22 окт 2014, 20:42

*33).

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Изображение
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Последний раз редактировалось BUm 23 окт 2014, 08:22, всего редактировалось 1 раз.
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

Пред.След.

Вернуться в У костра

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron