*25).
В авиационном отношении летопись Иркутска 1926 год выделяет, как время визитов или транзитов. (Кстати, еще 23 июля 1925 года в Иркутск приезжали японские инженеры Сабуро Арай и Мацуо по вопросу организации авиаполетов по трассе Токио-Москва-Токио).
_______________________________________
А 15 июня 1926 года в 17 часов 45 минут на аэродром в Боково сел самолет, ведомый французским летчиком Пелетье-Дуази. На следующий день он вылетел в Читу.
_______________________________________
8 июня приземлился самолет, ведомый летчиком из Дании Ботвидом. На следующий день вылетел в Красноярск.
_______________________________________
30 июля сели два немецких самолета типа «Юнкерс», совершавших перелет по маршруту Берлин-Пекин. Руководитель полета доктор Кнаус, летчики Шнебеле и Дольди, бортмеханики Штейбель и Рудель, помощники Эрнстерберг и Айхельтон. Их сопровождали русские летчики Кудрявцев и Козлов.
_______________________________________
14 сентября из Читы в Иркутск прилетели первые самолеты немецкой воздушной экспедиции. Экипажи остановились на отдых в гостинице «Европа». Вылетели в Красноярск 16-го числа.
_______________________________________
(Через два года – 30 августа 1928 года – немцы посетят Иркутск еще: на этот раз – самолет германского акционерного общества «Люфт-Ганза», ведомый летчиком Альбресом, механиком Айсенштоком. Вместе с ними будет представитель общества Стэбор).
_______________________________________
20 сентября в Боково на обратном пути из Токио приземлился польский самолет «Бреге», ведомый летчиком Орлинским. После кратковременного отдыха вылетел на запад 21-го числа.
_______________________________________
Японцы, француз, датчанин, немцы, поляк: «все флаги» к нам.
Еще одно любопытное событие:
6 ноября директор Иркутской обсерватории профессор В.Б. Шостакович командирован народным комиссариатом просвещения на международный конгресс в Берлин по изучению полярных стран при помощи дирижаблей.
_______________________________________
А про полет Галышева – ни слова!
Между тем, еще в ноябре 1925 года иркутский пилот В.С. Боженок в течение трех месяцев проводил изыскания новой воздушной линии. И когда этот путь был разведан, аэродромы и посадочные площадки оборудованы, персонал подобран и горючее завезено, первую в стране международную регулярную линию решено было открыть.
22 июля 1926 года в 6 часов утра летчик Виктор Львович Галышев из Боково поднял Ю-13 «Моссовет». На борту находились: технический руководитель Бурят-Монгольской линии С.Я. Корф, начальник авиамастерских К.И. Иванов, корреспондент газеты «Бурят-Монгольская правда» Зарев, механики Н.А. Орлов и Ф.И. Грошев (который впоследствии станет генералом).
________________________________________
Путь из Иркутска пролегал через Верхнеудинск (Улан-Удэ), Усть-Кяхту, Алтан-Булак, конечный пункт – Урга (Улан-Батор), куда прибыли в тот же день.
Корреспондент в газете за 24 июля свои впечатления описывал так:
– Пишу с высоты 1 300 метров на скорости 140 километров в час.
Внизу стелется унылая пустынная степь с вкраплениями леса, мелькают игрушечные поселки. Несутся квадраты полей, прорезанные ровным, как линейка, трактом. Высокие внизу горы кажутся до смешного малыми, их чуть видно на земле.
От Верхнеудинска до Усть-Кяхты растянулся, извиваясь, узкий серый холст Селенги.
Машина идет ровно. Настроение великолепное. Удобнее и спокойнее автомобиля. Разговариваем, читаем, смотрим вниз и даже закусываем. Убукун, Гусиное озеро, Селенгинск незаметно проплывают под ногами. Осталось верст двадцать до Кяхты. Внизу игрушечный пароход с баржей стоит, как на месте. Обогнали.
Воздух чист, яркое солнце, безоблачное небо.
В Усть-Кяхте пустые улицы ожили, бежит народ, животные – кто куда. Ветра нет. Под нами круг. Идем вниз без мотора, ощущение необыкновенной легкости. Скачки, и мы останавливаемся. Нас ждет толпа крестьян. На часах – семь с половиной. Полтора часа в пути…
С того дня полеты здесь стали регулярными. А летчикам еще предстояло проложить самую трудную трассу – на север: она должна была соединить Иркутск с золотоносными приисками Бодайбо и Якутией.