Снова лето, снова отпуск, снова сплав. На этот раз наша цель – река Ока. Но зайти на неё мы хотели через Окинский хребет. Пешка по карте должна была занимать около 34 километров, и начиналась с Ярминских озёр, точнее самого верхнего, озера Сорока. От самого большого озера до Сороки около 5 километров. Опыта пеших маршрутов у нас не было, но это ни сколько не пугало. Информацию о предстоящем маршруте приходилось искать практически по крупицам: где-то со слов охотников, рыбаков, а где-то просто по слухам. Конечная точка маршрута была в посёлке Верхнеокинский.
В общем, 29 июля ровно в 6 утра наша команда ,в составе 8 человек выехала из Тулуна. Дорога до посёлка Белая Зима когда-то видимо была вполне проезжей, но сейчас это просто ужас: лесовозы набили такие колеи ,что наш 66-й с трудом преодолевал некоторые участки. Хотя УАЗики вполне успешно прорывались ,так как несколько мы встретили по дороге. Местами дорога пересекает реки. Причем, с точки зрения рыбалки, вполне перспективные.
Беседка на реке Тагне.
Сама река Тагна.
Река Зима
До Ярмы не добросите?
После того, как мы проехали заброшенный посёлок Белая Зима, погода вдруг резко ухудшилась, пошёл дождь, опустился туман. Сначала, сидя в кунге, мы не придали особого значения непогоде, но когда водитель предложил подняться на очередной перевал пешком , стало как то не по себе.
Эта сопка была последней на пути к озёрам, но она была самой высокой, на вершине абсолютно голой. И какой то зловещей…
Притащив по небольшому камню на вершину, и сделав фото, мы продолжили наш путь. По фотографии ощутить крутизну склона очень тяжело, но она очень и очень немаленькая.
И вот, спустя 9 часов мы прибыли к большому Ярминскому озеру, жаль погода немного подпортила впечатление.
После небольшого совещания, мы взвалили рюкзаки, и направились к зимовью, находящемуся на истоке реки Ярма.
Время было около 5 часов, поэтому было принято решение направиться к озеру Сорока , а там уже переночевать перед штурмом перевала. Дождь усилился. Мы ,распределив груз ,тронулись в свой крестовый поход. У меня за плечами было около 26 килограмм, плюс в руках весло и топор. Углубившись в лес, мы сразу попали в болото, проваливаясь по колено в мох. Ручьи шумели где-то под нами, идти становилось всё труднее. Дорога ,по которой мы двинулись, а точнее две заросшие колеи, куда-то пропала. Туман опустился ниже, ориентиров не видно ,шли строго на юг, пока не уперлись в сопку, начали обходить её с правого края, наткнулись на довольно большой ручей. По карте ручей должен вытекать из Сороки, так как по берегу ручья идти было трудно, решили идти вдоль русла ,но немного в стороне. Наткнулись ещё на один ручей, окончательно потеряли все ориентиры. Решили забраться на сопку , и там осмотреться. В тумане как-то сильно не сориентируешься. Собрались на совещание. Одни предлагали двигаться дальше, другие, и я в том числе, предлагали вернуться, и переночевать в зимовье. После голосования двинулись назад.
Утром туман рассеялся ,и вместе с ним рассеялись все наши надежды пересечь хребет.
Поняв, что этот маршрут нам не под силу, возникает вопрос: что делать дальше?
Пока ребята совещались, я решил немного порыбачить на утреннюю уху.
Рыба была везде: буквально под каждым камнем мушку поджидал хариус. Размер, конечно, не радовал, но вот количество…В общем, на уху я надёргал минут за 40, и ещё час потратил на поиск более крупной рыбы. Безуспешно.
Во время завтрака решили сообщить друзьям об изменении маршрута, и сплавиться по реке Ярма до реки Кирей, по Кирею до села Уйгат. И приступили к сборке катамаранов.
Наш лагерь.
Стапелимся
Пока одни собирают каты, другие отправились на разведку реки. По спутниковому телефону удалось позвонить охотнику ,который объяснил нам что по Ярме идти будет тяжеловато, так как постоянные завалы затрудняют движение, да и характер реки делает сплав довольно проблематичным. Лучше всего пройти километров 20 вниз, а уж потом начать сплав. Разведчики вернулись, сказав, что река для наших катов не подходит по габаритам, они прошли километра 3, а там тропа заканчивается. Положение становится всё интересней. Машина ушла, по реке не сплавиться, хоть вызывай подмогу по спутнику. Или идти на сплав, не зная, что нас там ждет.
Короче делема… Решаем идти, но каты не разбирать, а попробовать протащить по тропе и сплавить на верёвке до судоходных мест.
Как только собрали палатки, из тайги послышались звуки машины, а спустя полчаса к нашему лагерю подошли проводники. Они собрались сходить на Сороку, так как сами там не были. По Ярме сплавиться на наших катах по их словам невозможно, да и по Керею в тех местах сейчас много заломов, а бензопилы у нас нет. В общем лагерь опять разделился на 2 половины. Одни за сплав, другие за возращение домой. Я не хотел тащить кат неизвестно куда, но участвовать в споре не стал, а пошел на рыбалку.
Со мной вместе пошёл друг ,сделать пару снимков, и заодно посмотреть реку и подходы к ней. Вместе мы дошли до места впадения вчерашнего ручья.
По карте река в этом месте становится полноводней, а в действительности русло становится глубже, но местами почти скрывается за валунами. Таки же валуны лежат по берегам, делая проход с грузом очень трудоёмким.
Я решил немного порыбачить, в надежде поймать на ямах что-то крупнее стограммового хариуса. Перепробовав кучу мух, я так и не определил рабочую, так как работали все.
Картина как на сухие, так и на мокрые мухи одна и та же .Заброс ,при приводнении мушки, сразу же поклёвка, и очередной красавец бьется на шнуре.
В общем переночевав ещё ночь, 31 июля рано утром команда дружно снялась с маршрута и разобрав каты, погрузившись в знакомый ГАЗ 66, двинулась в Тулун. Особо впечатлила на обратном пути нас та самая лысая гора, на которую мы поднимались пешком. С её вершины открывался такой вид на хребты, что захватывало дух.
Вид на малое Ярминское озеро.
Наши проводники.
Вот как то так. Сплав не состоялся, но я считаю, что неудачи - это тоже неплохой опыт. В следующий раз мы постараемся не допустить тех ошибок ,которые совершили, и, может быть, мой рассказ не даст повторить их другим. И когда-нибудь мы всё-таки вернёмся и пройдём этот маршрут с начала и до конца.