Белый писал(а): как определить, стихает шторм или набирает обороты? или это не реально?
На Байкале самое основное правило,если нависла полная зловещая тишина,есть повод задуматься во что это выльется.
В таких случаях говорят: - Идёт ПОГОДА!
Первая половина дня в ровную погоду время плыть(ну или идти по-моремански).Обычно раскачивает к обеду,как правило это северо-восток/Ангара/верховик,хотя часто путают с Баргузином.Природа этого ветра такова,при прогреве водной поверхности начинают в котловину озера сливаться более холодные массы с севера.По Баргузину тоже самое,только когда слив происходит с Баргузинской долины.Происходит реже но эффект сильнее.На Хобое может разогнать минут за 10-15 метров до 3-х.Култук в южной акватории просматривается густой облачностью,усиливается равномерно,поэтому предсказуем.Северо-запад,он же Горная опасен прежде всего.На лодке конкретно надо сразу сваливать.Это смена фронтов.Воздух уплотнённый Приморским хребтом,обрушивается чаще всего внезапно.Есть у Горняка правило,резко и сильно начавшись будет коротко,но от души,и наоборот.Опасен даже сильнейшими порывами на своём издыхании.Сарма это самый божественный его выхлоп.Поток воздуха настолько стремителен и плотен,что не сразу даже поднимает волну,поднимая огромное облако водной пыли со смерчами с поверхности.Такой ветер как шелонник,дующий по направлению с дельты Селенги на Ольхон большой опасности не представляет.
Помимо этого есть такое понятие как ночной бриз,когда с заходом солнца хлещет северо-западный ветер по распадкам при большой разнице суточных температур.Традиционно "дуют" мысы и "дуют" облака.Но самое противное,это неукладывающиеся в голове ветровые явления под которые трудно подвести какое бы то не было логическое обоснование.Вот в этом Байкал бывает непредсказуем.Поэтому ,в принципе,на Байкале нужно быть готовым ко всему.Лоция и карты при дальних переходах в обязаловку,с якорными стоянками,с возможными убежищами по пути в переходе.Прогноз снимать при любой возможности вместе с анализом погодных условий по текущему состоянию в прибайкальском регионе в целом.
Что касается лодок ПВХ,на негружённой поймать оверкиль при порыве ветра - как два пальца.Приходится бросая мотор падать ниц.Выручает кусок шлага,одеваемый на ручку управления мотором.
Прицеплю ссылку о гибели т/х "Академик Ю.М.Шокальский" в августе 1983г. на Красном яру в плане общего развития и постижения природы вещей,а не для наущений
http://pribaikal.ru/obl-events/article/3877.htmlЕсть у меня хороший знакомый,ходил по периметру раз несколько и не только на моторной лодке.Но не разу не ходил поперёк.Говорит опасно очень.А есть которые думают по другому и ходят,на удачу.