Как говорится, если хочешь рассмешить Господа, расскажи ему о своих планах. А в планах были Таланки, Чивыркуй, таежные реки-скалистые берега. И вместо этого всего судьба-злодейка закинула туда, откуда наоборот, к нам, ездят рыболовы, где плотность населения на километр превышает плотность рыбы на кубический метр воды, развитая дорожная сеть убивает напрочь понятие «дикого уголка природы», а испив речной водицы, можно не то что козленочком стать - копыта откинуть. В общем осел я надолго в столице нашей Родины, без машины, без проверенных друзей-напарников, без снастей, без снаряжения.
Первое время депрессия тихой грустью влазила в душу. Но не долго. И в Москве нашлись люди, преданные до мозга костей своему рыболовному делу, с которыми найти общие точки соприкосновения, как вы понимаете, не составило особого затруднения. Пришлось, конечно, немного подзакупиться (сапоги, одежда, рюкзак и т.п.), зато со стороны москвичей были гарантированы транспортные средства, буры и удочки.
Как говорится, все познается в сравнении. Расписывать подробно свои поездки на подмосковные водоемы я не вижу особого смысла, нашу байкальскую братию местными уловами не удивишь. Сейчас как раз заканчивается сезон последнего льда, может быть, еще в следующие выходные успею попасть на подледную рыбалку. А так, реки уже вскрылись, где-то даже половодье. Поэтому вниманию землякам представлю некоторые свои наблюдения-сравнения по московской рыбалке – сезон зимний.
Роль нашего замечательного рыболовного Эльдорадо – Чивыркуйского залива - для москвичей, пожалуй, играет Рыбинское водохранилище. Так же далеко, так же не управишься за два выходных, и так же ничего не поймаешь, если не в сезон и неподготовлен. Ездят туда, в основном, за окунем и плотвой, а более продвинутые рыболовы – за судаком.
Те же, кто далеко ехать не хочет, мчатся на ближайшие водохранилища, самыми популярными из многочисленных в Московской области которыми являются Можайское, Истринское и Яузское – аналоги наших Малого моря и Провала. Здесь основным объектом рыболовных притязаний является подлещик.
Подготовка к рыбалке включает в себя закупку прикорма: это полкило - килограмм кормового мотыля и килограмма полтора панировочных сухарей. Бормаша, известного среди местных рыбаков под названием «бокоплав», в московские магазины еще не завозят.
Дорога от Москвы и обратно запоминается пробками перед, после, а также в районе МКАДа. Большей частью из-за них самое малое время, потраченное на дорогу, у нас составило 3.5 часа на 180 км. Поэтому на рыбалку обычно выезжают не вечером в пятницу или утром в субботу, а в ночь: уж лучше потом в машине поспать, чем в пробке простоять. А вот обратно в воскресенье вернуться домой… Те же 180 км превращаются в 5-6 часов пути. Кстати, запрет в дневное время появляться на МКАДе большегрузам действительно сказался на уровне пробок в сторону их снижения и был благоприятно воспринят москвичами. Мда, только теперь начинаешь понимать, какое это счастье – два часа от щучьей точки в дельте Селенги до гаража.
Вместо позных на московских скоростных шоссе заправочные станции с кофейнями: выпечка, хот-доги, куриные окорочка. Бууз, бухулеров и лагманов нет.
По приезду к водоему рыбалка подмосковная не напоминает байкальскую еще больше. Одна из основных особенностей ее в том, что из-за большого снега и тонкого льда на машинах по рекам и озерам ездить не принято. На этом строится определенный бизнес.
Начнем с того, что количество расчищенных от снега подъездов к водоему ограничено. Проезд по нему и стоянка на площадке совсем даже небесплатные. Народу в этих точка кучкуется как на больших международных соревнованиях.
Далее, кто хочет и может, идет пешком, проваливаясь в снег и таща за собой санки-волокуши, затаренные снаряжением. Кому идти далеко и не под силу вынуждены ждать «доставку». Доставка – это два-четыре снегохода несколько больших похожих на УАЗ вездеходов «Трэкол». Расценки как и на такси в городе: «островки» - 300 руб\чел, «березки» - 350 руб\чел, «ельник» - 400 руб\чел и т.д. Туда-обратно – двойной тариф.
Более продвинутые приезжают со своими снегоходами или «собачками» (фото «собачек» см. в отчетах Александра Северного).
Так как популярна ночная рыбалка (ночью подходит лещ и крупная густера), то народ тащит в волокушах палатки, газ.баллоны, раскладушки. С наступлением темноты поверхность водохранилища красиво иллюминирует разноцветными огоньками.
Тактика рыбалки примерно такова, как и у нас. Прикармливаются 3-4 лунки, на более рабочих народ посиживает подольше, к менее рабочим изредка возвращается, чтобы снять подстой.
Принцип: чем больше и дольше кормишь, тем больше шансов на крупного леща. Все стараются найти свал, где рыбы больше. Я на водохранилищах не рыбачил до этого ни разу, и только сейчас узнал, какой там бывает непредсказуемый рельеф дна, связанный с затоплением ложбин, оврагов, русел рек. Поэтому частенько бывает, что один ловит увесистую плотву с густерками-«ладошками», а второй, в двух метрах от него, ершей да «лаврушек» (та же густера, но меньше).
Снасти, которыми я рыбачил, являли собой два вида. Либо небольшая мормышка и удочка с кивком. Либо мормышка, на отдельном поводке крючок, удочка с поплавком. Во всех случаях снасть, снабженную двумя-тремя мотылями, кладешь на дно. Если начнешь играть возле дна, достает мелкий окунь. А так, поднимающийся кивок или поплавок свидетельствуют о поклевке (в зависимости от частоты): а. густерки с ладонь; б. плотвы едабельного размера; в. мелкого несъедобного окуня; г. густерки грамм на 150-200; д. ерша; е. подлещика грамм на 300. Плотва, кстати, в сравнении с подлещиком, является более желанным трофеем, так как мясистее, вкуснее и сопротивляется активнее.
Не клюет: если леска толще 0.12; на опарыша; между 12 и 17 часами; если скачет давление.
К обеду ближе, как раз на маете, москвичи начинают развлекаться. По водоему то тут, то там, дико взывая, проносятся спортивные снегоходы. Над водоемом пролетают частные легкомоторные самолеты и мотопланы. Ну, примерно, как красноярцы в Чивыркуе на сноукайтинге, только в большем масштабе.
Те, кто не хочет заморачиваться мелочью, едут на «платники». Там главная цель – форель. Ловят ее и на жерлицы, и на блесны, а в основном на специальную форелевую пасту. Рыбалка, говорят, в своем роде интересная, мне оценить пока не удалось.
Вообще же на период март-апрель выбор у москвичей где порыбачить достаточно богат. И не только из-подо льда. Кто-то со спиннингом ходил по незамерзающей Протве, ловил щучек, кто-то улетел в волжскую дельту. Кто-то, наоборот, направился на севера, в Карелию, ловить хариуса.
А мне пока остается довольствоваться подмосковной плотвой. Друзья, возвращаясь с рыбалки, регулярно троллят известиями о подходе рыбы на омулевые камчатки и хариуса в Таланки. Их звонки и радостные голоса как раз совпадают с самым разгаром послеобеденной маеты…
Ни хвоста, ни чешуи всем землякам! С ностальгирующим приветом из далекой Москвы ваш Тергунин.