Re: Когда-то...давным-давно...

Разговоры обо всем. Свободные темы.

Модераторы: гаврош, mr ego

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 23 июл 2014, 08:23

__________________________ Немецкая Кирха __________________________

Евангелическо-реформатская церковь располагалась на углу улиц Большой и Амурской по адресу ул.Большая, 12.
Пастор церкви - Георг Вольдемар Сиббуль. Председатель совета церкви - Г.А.Ф.Бергманг.


Изображение

Иркутск был местом ссылки не угодных властям людей, поэтому уже в начале XVIII в Иркутске действовал лютеранский приход, созданный для религиозных нужд пленных шведов, сосланных в Восточную Сибирь. Лютеране построили деревянный храм.

Изображение

Ее построили в 1826 году на углу Спасской и Савинской улиц недалеко от конторы Российско-Американской компании. С этого времени Спасскую улицу стали именовать Спасо-Лютеранской.

Изображение

В пожаре 1879 года сгорело деревянное здание лютеранской церкви. Возобновили постройку в середине 80-х годов ХIХ века, но уже в камне и отвели участок земли на новом месте - на перекрещении главных улиц города Большой и Амурской. Работа была закончена в октябре 1885, автор проекта - архитектор Г.В.Розен.

Изображение

Кирха была закрыта в 1919 году, позднее занята под общежитие студентов пединститута. Библиотека, находившаяся в двух больших шкафах на хорах, по распоряжению директора института свезена в утиль...

Изображение

Полностью разобрана церковь была в 1952 году перед открытием памятника В.И.Ленину (сентябрь 1952).

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 24 июл 2014, 08:47

_______________________________ Церковь Успения Девы Марии _____________________________

Изображение

В 1819 на должности католических священников в Иркутск и Томск прибыли члены бернардинского ордена. Бернардины не были так известны, как иезуиты, однако они оставили заметный след в истории Иркутска, так как именно бернардины добились разрешения на постройку в городе первого специального здания для католического храма.
Место для церкви куплено было у иркутского купца Зубова и мещан Сухановых. Его строительство, начатое весной 1825, а также покупка усадьбы под костёл финансировались за счет средств частных пожертвователей. Усадебное место было выбрано неподалеку от главного православного храма Иркутска — Богоявленского собора. 24 марта 1825 была совершена купчая крепость на основной участок, принадлежавший прежде статскому советнику Ивану Николаевичу Веригину, а 2 мая того же года куплен примыкающий к первому небольшой участок иркутского мещанина Григория Яковлевича Суворова. Таким образом, с 1825 Иркутский римско-католический приход владел довольно крупной усадьбой, располагавшейся между Тихвинской (ул. Сухэ-Батора), Соборной (ул. Польских повстанцев) и Ивановской ( ул. Пролетарская) улицами.
Выстроенный к концу 1825 костёл во имя Вознесения Божией Матери представлял собой одноэтажное деревянное здание, стоявшее на том же самом месте, где позже был возведен каменный костёл, который можно видеть и сегодня.
Церковь с пристроенными к ней с обеих сторон флигелями для квартир священников имела квадратную фигуру и занимала 64 кв. саж. Фундамент под церковью и кельями был каменный, а стены деревянные, обитые досками.

Изображение

Деревянный костёл сгорел во время печально знаменитого иркутского пожара 22-24 июня 1879.

Изображение

Полная гибель здания костёла в страшном пожаре вынудила руководство местной католической общины к принятию решительных мер. Впечатляющую по размаху и энергии деятельность по собиранию средств на строительство нового костёла развил ксендз Кшиштоф Швермицкий, к тому времени уже почти четверть века бессменно остававшийся настоятелем храма и духовным пастырем прихожан иркутского прихода. Михаил Коссовский пожертвовал в общей сложности на строительство храма 24 000 рублей.

Изображение

Вся постройка обошлась в 63 163 руб. 16 коп. и подавляющая часть этих денег — 55 958 руб. 84 коп. — была получена от частных лиц. Эти точные до копейки цифры были названы в рапорте Комитета по постройке при Иркутской католической церкви в марте 1885. Как говорилось позже в том же рапорте, денег на строительство еще было не достаточно, но его начали "в расчете на значительные поступления" в дальнейшем.

Изображение

К концу 1884 строительство, в основном, было завершено. Оставались отдельные работы по внутренней и внешней отделке, которые продолжались в последующие годы. Однако в целом здание костёла было готово, и с 8 декабря 1884, когда храм был освещен во имя Успения Матери Божией Марии, в нем началось богослужение. Обустройство храма происходило довольно медленно и, в основном, было завершено только к концу 1890-х гг.

Изображение

Заходящий в храм прежде всего обращал внимание на главный алтарь "прекрасной ажурной работы из дерева", выполненный по рисункам Войцеха Коперского в 1888. Он состоял из престола, над которым возвышались
"...до сводов три ажурные арки, опирающиеся на четыре такие же колонны. В средней арке, в ажурной раме Образ Матери Божией, а над ним крест. Все это выкрашено масляной под дуб краской".
Главный алтарь посвящен Успению Божией Матери. По обеим сторонам от главного располагались боковые алтари, построенные в 1892; правый — с изображением Св. Иосифа, левый — с распятием Иисуса Христа. Кафедра для проповедей (амвон) была установлена в 1895 г. Для молящихся в зале стояли скамейки — "10 желтых, лакированных, с опором для плечей и 4 скамейки простые". Органа, звуки которого обычно сопровождают католическое богослужение, в иркутском костёле не было. Вместо него на хорах стояла фисгармония, выписанная в 1896 из Варшавы, работы американской фирмы "Сторн и Кларк".

Изображение

С окончательным установлением советской власти в Иркутске для костёла и римско-католической общины наступили далеко не лучшие времена. Основываясь на законе об отделении церкви от государства, местные власти в 1921 национализировали имущество католического прихода, включая культовые здания и всю находящуюся в них утварь.

Изображение

Одновременно с муниципализацией собственности прихода городские власти пытались закрыть костёл вообще, расторгнув договор с общиной. Для этого они искали всевозможные поводы, которые в основном сводились к плохому содержанию здания костёла. Серьезная угроза закрытия нависла над общиной в 1930.

Изображение

В конце 1930-х гг. община осталась без руководства: ксендз и половина членов исполнительного органа были арестованы как враги народа по 58-й статье.

Изображение

Ослабленная и не имеющая достаточных средств, община была не в состоянии заняться капитальным ремонтом здания, а также постоять за себя, как в 1930 г. 7 апреля 1938 г. Президиум Иркутского Облисполкома принял постановление, где говорилось:
"...учитывая бесхозяйственное отношение римско-католической религиозной общины верующих к арендуемому у Горсовета зданию специального назначения (костёл) и на основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. Президиум Облисполкома постановляет: утвердить постановление Иркутского Горсовета о расторжении договора с указанной общиной верующих".

Изображение

Изображение

Изображение

Таким образом, община была распущена, богослужение окончательно прекратилось. А в здании костёла разместилась Восточно-Сибирская студия кинохроники. Здание не подверглось внешним разрушениям (хотя изнутри было перестроено до неузнаваемости) и тем более не было "отдано под склад".

Изображение

В 1974-1978 по проекту архитектора Г.А. Вязуновой были проведены работы по реставрации храма. Их задачей было возвращение зданию первоначального облика с устранением позднейших перестроек. В помещении костёла намечалось открыть Музей истории поляков в Сибири, и с этой целью осуществлялась большая общественно-организационная и научная подготовка. Однако позднее возобладал замысел властей разместить в этом здании органный зал Иркутской областной филармонии.

Изображение

Изображение

В 1978-1990 в воссозданном здании католического храма был открыт филармонический зал с последующей его интенсивной концертной и гастрольной практикой. В объеме апсиды прежнего костёла был устанавливлен специально спроектированный концертный орган немецкой фирмы (в ту пору ГДР) "Александр Шуке".

Изображение

С 1991 происходит возрождение в Иркутске, третьем по счету из российских городов, римско-католического прихода Успения Богородицы. Приход был учрежден в сентябре 1991 декретом тогдашнего главы Апостольской администрации для католиков латинского обряда азиатской части России епископа Иосифа Верта. Его возглавил прибывший несколько ранее в Иркутск из Польши ксендз-настоятель отец Игнаций Павлюс. С того времени на основе временного договора между Иркутской областной филармонией и новым католическим приходом осуществляется совместное использование помещения католического храма для религиозных и культурных целей. На первом этаже двухэтажного здания костёла размещается постоянно действующая часовня для совершения ежедневной литургии.

Изображение

Изображение
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 25 июл 2014, 10:12

__________________________ Иркутская хоральная синагога ____________________________


Изображение

Здание первой синагоги в Иркутске было заложено в 1878 году 10 мая. Строилась она по проекту, предложенному архитектором Кудельским, на деньги, пожертвованные будущими прихожанами синагоги и евреями. Синагога представляла собой Т-образное строение. К огромному сожалению, здание просуществовало совсем немного. Успели провести всего одну службу – молебен благодарности Александру II, после чего здесь случился огромный пожар, уничтоживший Иркутскую синагогу. Случилось это в 1882 году.

Изображение

К концу этого же года ее удалось восстановить на пожертвования. Огромный вклад в восстановление молитвенного дома внес иркутский купец первой гильдии, староста Олег Лейбович.
Когда-то рядом с синагогой были расположены усадьбы евреев. Согласно данным на 1882 год, в Иркутской области больше 113 усадеб принадлежали еврейским семьям.

___________

К середине 90-х годов 19 века в синагоге была образована библиотека, которую создал И.Нейман. Это была одна из самых богатых библиотек Иркутска, в которой к 1915 году хранилось больше четырех тысяч книг. Содержание библиотеки поддерживалось на средства, поступавшие от еврейской общины и еврейского погребального братства. Надо отметить, что пожертвования были весьма щедрыми. Кроме того, члены общины приносили в фонд библиотеки ценные экземпляры книг.

Изображение

В 1932 году по личному распоряжению Сталина в СССР объявлена «безбожная пятилетка», что означало закрытие всех культовых религиозных учреждений на территории всего союза. Такие требования ввелись для того, чтобы люди полностью забыли Божье имя и не употребляли его. Однако вера это не поверхностное знание о Боге, о котором можно просто забыть. Искоренить веру из сердец людей оказалось непростой задачей, применяя даже самые жестокие меры, которыми только могли пользоваться в НКВД. Естественно в том году была упразднена синагога, книги частично были переведены в фонды городских библиотек, а в ее здании были размещены различные госучреждения. Во время и после войны в стенах иркутской синагоги были организованы также филиал мединститута, общежитие мединститута, проектная организация.

Изображение

Спустя 2 года после войны еврейской общине возвратили второй этаж здания. Однако деятельность не была продолжена вплоть до реконструкции синагоги в 1981 году.

Изображение

И только в 1993 году Иркутская синагога официально и полностью была возвращена еврейскому обществу.

Изображение

Через некоторое время здание еврейской синагоги вновь было серьезно повреждено вследствие сильного пожара, официальных данных о котором практически не сохранилось. Евреи в Иркутске говорят, что тушили синагогу восемь пожарных машин. Пожарным пришлось даже вскрыть купол и влить в здание несколько тонн воды.

Изображение

Опять же синагоге предстоял существенный ремонт. На реконструкцию были выделены средства из городского бюджета, которых на полное восстановление не хватало. Почти 10 лет здесь проводили небольшие косметические ремонты.
В июле 2004 случился очередной третий пожар, новости о котором моментально были распространены средствами массовой информации. Было принято решение о перестройке здания синагоги с сохранением ее исторического внешнего вида. Средства на восстановление были пожертвованы членами иркутской еврейской религиозной общины, а также ощутимую помощь оказали спонсоры. В строительных работах принимали участие даже некоторые прихожане. Работы были окончены в запланированные сроки.

Изображение

В день 130-летия синагоги, исторического и архитектурного памятника, охраняемого государством, ее двери снова были открыты для прихожан. На торжественное открытие 24 февраля 2009 года был приглашен главный раввин Берл Лазар.

Изображение

По традиции у центрального входа в молитвенный зал он прикрепил свиток, называемый мезуза, на котором от руки написана молитва. Этот свиток из пергамента был изготовлен в Израиле специально для иркутской синагоги.

Изображение
___________________________________________________________________________________________

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 26 июл 2014, 17:05

__________________________ Иркутская соборная мечеть ______________________________

В 1884 крестьянин Уриковской волости Иван Осипович Ботов представил в Иркутскую городскую управу заявление с просьбой разрешить построить 1-этажный деревянный дом на принадлежащем ему участке земли. Разрешение на постройку было получено, а в 1887 это недвижимое имущество было продано за 2000 рублей татарину Шафигуллину.
________________

Согласно закону (Устав строительный), мечеть могла быть открыта только тогда, когда количество прихожан было равно или превышало 200 человек мужского пола. Были и другие требования: общество, желающее составить новый приход, должно было подтвердить свои финансовые возможности для содержания мечети и нужного при ней духовенства, что оформлялось соответствующим общественным приговором.
________________
30 июня 1890 братья Шайхулла и Загидулла Шафигуллины, крестьяне Казанской губернии Цивильского округа Агзигитовской волости, подали прошение иркутскому губернатору с просьбой разрешить в г. Иркутске устройство мечети, а также принять под мечеть в качестве пожертвования недвижимое имущество, состоящее по 3-й части г. Иркутска на Саломатовской улице. С получения отказа началась настойчивая борьба местной магометанской общины за разрешение открытия мечети, которая продлилась около 7 лет.

Ходатаями выступали все те же братья Шафигуллины, самые состоятельные и грамотные из иркутских татар. Анализируя переписку Шафигуллиных с властями, можно прийти к выводу, что полицейское управление с большой настороженностью отнеслось к перспективе открытия мечети и пыталось найти законные способы отказа. Такими причинами были названы численность и сословный состав магометанского населения Иркутска. Из-за позиции противостояния полицейского управления и магометанской общины Иркутска по вопросу открытия мечети, в конце XIX в. дважды проводилась перепись иркутских мусульман, благодаря чему сохранились сведения о численности, сословиях, роде занятий членов общины.

Изображение

По требованию генерал-губернатора от 17 августа 1890 г. городское полицейское управление собирает сведения о количестве жителей Иркутска магометанского вероисповедания, при этом особое внимание было обращено на показатель сословия, особенно мещанского.

Прошение Шафигуллиных вновь было отклонено, так как:

"... магометан, приписанных к Иркутскому мещанскому обществу, значилось всего лишь 30 человек, по большей части составляющих потомство ссыльных и вряд ли обеспеченных материально, чтобы иметь возможность поддерживать постройку мечети..."

Изображение

В декабре 1895 г. составляется новый полный список магометан Иркутска, по каждой полицейской части, с указанием сословий, места приписки, пола, рода занятий. Данная перепись магометан, судя по всему, удовлетворила Иркутское губернское управление, и в апреле 1896 иркутский губернатор Светлицкий направляет в департамент духовных дел иностранных вероисповеданий министерства внутренних дел письмо, в котором выражает свое отношение к поставленной проблеме. Препровождая прошение Шафигуллиных, вместе с приложенным к нему удостоверением иркутского указного имама, муллы Беймуратова, о том, что жертвуемый просителями дом может временно служить для молитвенных собраний, иркутский губернатор делает важную приписку. А именно: указывает, что, со своей стороны, полагал бы справедливым ходатайство это признать заслуживающим удовлетворения, ввиду изложенных в прошении Шафигуллиных соображений.

Изображение

11 декабря 1896 Шайхулле Шафигуллину было выдано подписанное губернатором Светлицким удостоверение на разрешение приспособления деревянного дома к размещению в ней мечети до постройки новой соборной. Летопись Н. С. Романова отмечает, что в декабре 1897 магометанская суннистская мечеть была достроена.

Изображение

В основу ее архитектуры легли традиции городского деревянного зодчества Иркутска XIX в., отличающегося высоким уровнем строительного мастерства и художественно-декоративного качества. Бревенчатые стены здания были обшиты калеванной доской под руст, украшены накладными элементами на тему ордерной системы и дополнены узорной резьбой. Особый интерес представлял минарет. Его прообразом послужили минареты татарских мечетей Среднего Поволжья. Установленный прямо на коньке кровли, он завершался остроконечным восьмигранным шатром, задавая неповторимый образ.

Изображение


Особенно значимой фигурой магометанской общины был имам. В соответствии с традициями и по закону (Устав духовных дел иностранных исповеданий) мусульманское духовенство ведало, помимо дел о богослужении, обрядах, также совершением и расторжением браков, ведением метрических книг, разбором исков по завещаниям, по разделам имущества, о неповиновении детей родителям, о нарушениях супружеской верности. Для избрания муллы и других духовных чинов в магометанский приход необходимо было согласие не менее двух третей глав семейств, составляющих данный приход.

Изображение

С 1890 по 1917 обязанности указного муллы в Иркутске исполнял Хатып Мударис Мухамед Гарыф Беймуратов. На него возлагалось исполнение богослужения, ведение метрических книг, а также обучение в медресе. Исходя из этих прямых обязанностей, мулла был в центре жизни иркутских татар, знал всех жителей-магометан, членов семей, их проблемы. Своей задачей он считал сохранение религиозности, благонравия, выполнение обязанностей по благотворительности.

Каменная мечеть

Изображение

Небольшое деревянное здание не могло вместить всех прихожан. Вскоре после начала службы был организован сбор средств на строительство нового каменного здания. Самый большой денежный взнос сделали братья Шафигуллины. Строительство началось в июне 1901 на Саломатовой улице, рядом со старой мечетью.

Изображение

В основу ее проектного решения легли образцы каменных мечетей Среднего Поволжья, в частности, города Казани, отличающиеся своеобразием влияния европейской и православной архитектуры. Это выразилось как в архитектурной деталировке, так и в общей композиции, со строгой симметрией и развитостью продольной оси, вдоль которой последовательно расположены основные ее элементы: высокое крыльцо, входной объем с минаретом, сунэт и, наконец, основной зал и михраб. Особую выразительность придает постройке то, что она выполнена из массивных каменных блоков природного камня, обработанных с особой тщательностью. Стилистика постройки заимствовала как образы древних культовых сооружений Поволжья, так и черты эпохи эклектики и модерна. В образе минарета прослеживается также влияние архитектуры мечетей Турции и Египта.

Изображение

В декабре 1905 соборная суннитская мечеть начала свою деятельность. Мечеть построена на пожертвования иркутян, основным из них являлся купец Торпищев, который выбрал место раположения у подножья Петрушеной горы (ныне ул. Невского). Первоначально мечеть была с деревянным минаретом, который снесли в первые годы Советской власти. При мечети были организованы библиотека, школа, приют для сирот и инвалидов, столовая для бедных.

Изображение

Изображение

Изображение

Трагические страницы истории мусульманского храма связаны с 1930-ми гг. Гонения на религию начались в 1920-е гг., но прихожанам достаточно долго удавалось сохранить мечеть. Они писали прошения, письма с просьбой оставить место для совершения молитв. Однако в 1939 г. мечеть была закрыта. Здание передали под жилье, потом здесь располагались автошкола, мотоклуб, служебные помещения разных организаций, минарет был разобран. В конце 1980-х гг. в усадьбе произошел пожар, в результате которого пострадали внутренние постройки. Возрождение началось после перестройки, с середины 1990-х гг. Было принято решение о реставрационных работах, которые велись, в основном, на средства администрации области, взносами помогали отдельные благотворители.

Изображение

Современное состояние
На данный момент в мечети молитвы читают только в одном зале. Он рассчитан максимум на 200 человек. Однако на службу сюда приходит и по 700, и по 800 мусульман, поскольку мечеть в городе одна. Хотя, как отмечает Фарит Мингалеев, трудности возникают только по пятницам, в другие же дни мечеть посещают человек 20-30.

Изображение

Соборная мечеть является памятником архитектуры федерального значения. Ремонтные работы в здании соборной мечети ведутся на протяжении многих лет. Проект реставрации здания был подготовлен в 2004, но на его проведение не было средств. Часть суммы собрала мусульманская община, а в 2011 деньги на ремонт поступили из федерального бюджета. В ноябре 2011 со здания сняли крышу. В рамках ремонта все сгнившие деревянные балки заменены на железобетонные, в помещении сделана новая кровля.

Изображение

В 2012 возведен заново 28-метровый минарет.

Изображение

В 2012 в ходе ремонта заменены окна и отреставрированы фасады.

Изображение
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 28 июл 2014, 09:15

__________________________ Утраченные Храмы _________________________

Церковь св. мученицы Царицы Александры

Изображение

1910–1914 ( угол ул. Партизанской и ул. Трилиссера (угол ул. Большой Блиновской и ул. 3-й Иерусалимской)). Каменная трехпрестольная церковь в нагорной части Иркутска была первоначально заложена в 1896 на капитал, завещанный потомственной почетной гражданкой Иркутска А. Н. Портновой, но строительство остановилось на несколько лет. Иркутский архиепископ Тихон 20 июня 1910 повторно на том же месте освятил основание церкви, но по новому плану. Проект был составлен гражданским инженером А. С. Покровским, впоследствии епархиальным архитектором. Главный престол освятил 23 марта 1914 иркутский епископ Серафим в присутствии генерал-губернатора Л. М. Князева и других высокопоставленных гостей. Южный придел освятили 8 июня 1914 во имя св.мученика Никанора, северный престол был посвящен св. Василию Великому.
Церковь возвели в неорусском стиле. Двухсветный четвериковый храм завершался пятью главами: крупной центральной и четырьмя небольшими над углами четверика. Ярусная стройная колокольня по высоте превосходила храм и была увенчана шатром, силуэт которого подчеркивало вычурное венчание. Длина всего здания была 18 саженей, ширина — 12, высота колокольни — 20, а средней части 12 саженей с куполами.
Фасады были очень нарядным — с обилием элементов, свойственных древнерусской архитектуре XVII: кокошники, ширинки, перехваченные поясками колонки, сухарики. Общий характер декора с традиционным акцентом углов, проемов и карнизов, свидетельствует о внимании автора к творческим принципам древних мастеров.

Александринскую церковь закрыли согласно постановлению Восточно-Сибирского краевого исполнительного комитета от 21 апреля 1934. В здании разместили сначала склад краевой милиции, затем шиноремонтный завод. В 1960-е церковное здание снесли.

Изображение
____________________________________________________________________________________________
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Изображение


1888–1890 ( угол ул. К. Маркса и ул. Володарского (угол ул. Большой и ул. Благовещенской). Первую каменную Благовещенскую церковь заложили в период управления епархией иркутским епископом Софронием – в 1758, на средства И. Бечевина. Были выложены фундаменты, но из-за пожара строительство остановилось. Возобновили его в 1785, на средства иркутского купца И. Баушева. Церковь имела четыре престола: главный во имя Благовещения Пресвятой Богородицы был освящен 29 окт. 1804; боковые – во имя Трех Святителей – 16 ноября 1785 (повторно 26 июля 1796), великомучениц Варвары и Екатерины – 26 июля 1789 (1796); последний холодный придел, устроенный под колокольней, освятили 4 авг. 1821 во имя св.Сергия Радонежского и Макария Унженского Чудотворца. Каменная ограда была построена в 1852.

Изображение

Первую каменную церковь возвели в барочных традициях, свойственных иркутскому культовому зодчеству XVIII. Она принадлежала к храмам типа восьмерик на четверике, причем восьмерик отличался крупными размерами и массивностью. Завершался храм типичным барочным куполом с вычурно изогнутыми гранями и стройным малым восьмериком, над которым возвышалась маленькая главка. Такой же укрупненностью масс обладала и колокольня с восьмериковым столпом над притвором.

Изображение

В 1855 фасады получили красный фон с выделением белых деталей. В 1879 здание пострадало во время пожара и было разобрано до основания. На его месте в 1888–1890 на средства иркутских купцов С. И. Тельных, А. Ф. Дунаева и И. С. Котельникова возвели новую каменную четырехпрестольную Благовещенскую церковь с тем же посвящением приделов. Главный придел, во имя Благовещения Господня, освятил иркутский архиепископ Вениамин 13 окт. 1890; боковой, во имя преподобных Сергия и Макария, – 28 июля 1891 Остальные приделы освящены чуть позже.

Изображение

Вторая каменная Благовещенская церковь была построена, вероятно, с использованием фундаментов от первой церкви, так как плановое решение обеих одинаково – продольно-симметричное, с трапезной, шире храма. Четвериковый храм завершался широким световым двенадцатигранным барабаном с довольно крупной главой. Над углами четверика были установлены еще четыре малые главки. В трапезной разместились два придела под своими куполами с главками. Наличие этих приделов, их апсид, колокольни и крыльца создали сложную и необычную объемно-пространственную композицию, не свойственную иркутскому культовому зодчеству.

Изображение

Изображение

Усложненность и перенасыщенность ощутима и в фасадном декоре. Здесь были широко использованы стилизованные формы различных эпох: кокошники, кубоватые колонки, поребрики и сухарики, пилястры, архивольты и другое. Церковь разобрали в 1931, а на ее месте построили крупный каменный жилой дом управления ВСЖД.

Изображение

Изображение

Изображение


_________________________________________________________________________________________
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

НАНАЕЦ
 
Сообщения: 557
Зарегистрирован: 23 авг 2009, 22:10
Откуда: ИРКУТСК
Репутация: 111

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение НАНАЕЦ » 28 июл 2014, 12:00

Крайнее фото надавило на ячейку памяти.Я про дом по К.Маркса 30.
Мы тогда жили на соседней улице.
Когда самому старшему случилось года полтора,проходя мимо он отчётливо произнёс показывая на неоновую вывеску : - МО-ЛО-КО.
Тётка - прохожая сильно была удивлена таким обстоятельством : - Мальчик,ты уже читать умеешь?!
- ДА!
Немного погодя,изумившись мы потребовали от сына объяснений,на что был получен достойный ответ : - Там бутылка молочная нарисована.

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 29 июл 2014, 11:14

_________ Во имя КАЗАНСКОЙ иконы БОЖИЯ МАТЕРИ КАФЕДРАЛЬНЫЙ собор _________


Изображение


Изображение

Закладка нового кафедрального собора происходила 17 апреля 1875 года. "...торжество началось праздничным перезвоном, во время которого совершено освящение воды. ...начался крестный ход из собора на место закладки нового собора... Здесь после молитв над елеем и окропления святою водою медной доски и камней последние положены на свое место... На медной доске положена следующая надпись: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа. При державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Императора Александра Николаевича всея России, по благословению Преосвященного Вениамина 2-го, епископа Иркутского и Нерчинского, заложен сей кафедральный собор во имя Казанской иконы Божия Матери и святителей Христовых Николая, архиепископа Мирликийского чудотворца и Евфимия, архиепископа Новгородского, 17 апреля 1875 года, в четверток Святые Пасхи".


Изображение

Мысль о постройке нового большого православного собора зародилась среди граждан Иркутска в 40-х годах прошлого века. Средства на строительство храма собирались в губернии по подписке, среди всех благотворителей выделился иркутский миллионер-золотопромышленник и меценат Е.А.Кузнецов, передавший в августе 1849 года архиепископу Иркутскому и Нерчинскому на строительство собора 250 тыс. рублей (к началу работ этот капитал вырос до 555 тыс. руб.). Кроме того Евфимий Андреевич заказал в Москву две большие иконы, которые были написаны и доставлены в Иркутск.

Изображение


Изображение

Первоначальный проект храма был разработан в 1866 году архитектором Владиславом Андреевичем Кудельским, автором проектов нескольких значительных построек Иркутска. Однако разногласия между арх. Вениамином и Кудельским привели к отстранению последнего от наблюдения за строительством собора. Арх. Вениамин предложил изменить проект, высказав ряд замечаний по поводу неудобной планировки храма и неудачного, на его взгляд, решения фасадов. В обновлённом проекте, составленном инженером Митрофаном Ниловичем Огонь-Догоновским, вносились существенные исправления в декоративное решение фасадов, а также предлагалось соединить храм с колокольней одноэтажной галереей. Проект был отправлен в Святейший Синод, где его разсмотрение затянулось на шесть лет. Только в 1882 году проект был представлен императору Александру III, который нашёл его излишне скромным.

Изображение

Тем временем, строительство храма уже началось.Собор стоял на фундаменте из серовичного камня, добытого неподалеку от Усть-Кудинского селения в 20-ти верстах вниз по течению Ангары. Кладка фундамента велась на цементе, приготовленом из известкового камня, добытого вблизи Олхинского селения в 25-ти верстах от Иркутска. Глубина заложения фундамента под пилонами - столбами, несущими главный купол, составляла 5 саженей (10,6 м), под стенами - 3 сажени (6,4 м).


Изображение

К июню 1879 года стены собора были возведены на высоту второго яруса окон. Однако страшный пожар, уничтоживший половину Иркутска, приостановил строительство на шесть лет. Работы были возобновлены в 1885 году. Руководить возведением собора был приглашён архитектор Генрих Владимирович Розен, представивший свой проект возстановления храма, с учётом замечаний императора. Проект Розена был выдержан в русско-византийском стиле и отличался более пышным декоративным убранством. Окончательно работы по возведению и внутреннему устройству храма были завершены в 1894 году. 25 января 1894 г. состоялось освящение главного придела собора.


Изображение

Изображение

Изображение


Иркутский кафедральный собор входил в число крупнейших культовых сооружений России. По свидетельству современников он был четвертым по величине среди всех провинциальных храмов. Площади его позволяли вместить до пяти тысяч человек, а высота достигала 60 метров.

Изображение

В восточной части подвального этажа была устроена усыпальница с приделом во имя Второго Страшного Пришествия Христова. В 1892 году в усыпальнице с правой стороны был погребен Вениамин. Летописи отмечают, что он практически ежедневно бывал на строительной площадке и всячески способствовал быстрейшему разрешению проблем, возникающих при возведении храма. В этой же усыпальнице в 1900 году был похоронен протоиерей нового кафедрального собора Афанасий Виноградов, которым была составлена подробная летопись строительства Казанского собора. В 1892 году основные работы по храму были завершены, и строители приступили к установке иконостасов и внутренней отделке. Ограду вокруг собора начали возводить в 1892 году.

Изображение

Весной 1893 года работы завершили. Вокруг собора был посажен сад из ели, пихты и сосны. Возведение кафедрального Богородице-Казанского собора и его внутреннее устройство было окончено в 1894 году. Всего на строительство и заведение церковной утвари было израсходовано 904 025 рублей и 42,5 копейки.

Изображение

Изображение

Освящение главного престола во имя Казанской Божией Матери состоялось 25 января 1894 года. В этот день прошли крестные ходы из всех приходских церквей. "По дороге к собору были выстроены войска, музыка играла "Коль славен..." Освящение храма совершали два преосвященных в сослужении 2-х архимандритов, 17 священников и 3-х протодиаконов. На клиросе пели два хора певчих..." Остальные престолы - всего в храме их было шесть - освящены архиепископом Тихоном с января по август 1894 года.

Изображение

В период с конца января до конца августа 1894 года архиепископом Тихоном последовательно были освящены престолы нового Кафедрального Собора. Всего в храме было шесть престолов: во имя иконы Казанской Божией Матери, св. Николая, свв. Евфимия и Евфимии, свв. Тихона и Митрофана, св. Иннокентия, преподобного Вениамина и Страшного Суда.

Изображение

Казанский кафедральный собор был центром не только религиозной, но и общественно-политической жизни Иркутска. С его постройкой Тихвинская площадь, ранее в основном торговая, стала главной площадью города. На ней проводились торжественные церемонии, шествия, военные парады, а также народные гулянья в дни праздников.


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

После октябрьского переворота жизнь собора начала замирать. В 1919 году было разрушено паровое отопление, и богослужения стали совершаться только в тёплое время года.

Изображение

Изображение

В местных органах печати велась активная кампания за ликвидацию собора. В 1920-е годы в ограде храма устроили спортивную площадку, и молодёжь заиграла здесь в футбол. Значительная часть стёкол была выбита. В этот период Казанский собор содержала немногочисленная община верующих, на свои скудные средства пытавшаяся хоть как-то исправить наносимый храму ущерб. В 1930 году, несмотря на ходатайствования Епархиального Церковного Управления, собор был закрыт.

Изображение

В январе 1932 г. Отдел охраны памятников, отказавшись приспособить помещения храма под музей, согласовал его снос, как здания, не представляющего исторической и художественной ценности. Из-за особой прочности кладки попытка разобрать собор на строительный материал не увенчалась успехом.


Казанский Собор подготовлен к сносу. Со шлемовидных глав сорваны кресты, развевается флаг.

Изображение

Первый взрыв собора был произведен в августе 1932 года

Изображение

Изображение

потребовалось несколько взрывов, чтобы окончательно его обрушить.

Изображение

Изображение

Изображение

Бригады рабочих вручную разбирали обломки собора, сгружая их на вагонетки, которые увозили мусор по временным рельсам, устроенным на площади.

Изображение

Изображение

Обломки кирпича разровняли по Тихвинской площади, подняв её уровень почти на метр.

Изображение

Изображение

От богатейшего внутреннего убранства сохранилось всего несколько икон.

Изображение

После разрушения

Изображение

Изображение

Изображение

В 1938 году недалеко от того места, на котором возвышался Казанский собор, началось строительство Дома Советов, который ныне является зданием Правительства Иркутской области. Из-за своего оттенка, а также невзрачной архитектуры здание получило в народе прозвание «серый дом». Первоначально предполагалось выглядеть ему так

Изображение

но упростили, теперь он выглядит как вам всем хорошо известно -

Изображение

могло всё убранство главной площади Иркутска выглядеть более богато как выглядят многие города России

Изображение

Сейчас перед зданием Администрации, на месте собора, возведена памятная часовня.

Изображение
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 30 июл 2014, 08:21

_____________ Церковь Святителя Николая Чудотворца (с.Кузьмиха) _____________

Церковь Святителя Николая Чудотворца (с.Кузьмиха) (каменная), 1819 (?) – 1822 (ул. Кузьмихинская (с. Кузьмихинское), сегодня - примерно район ул. Старокузьмихинская, 41).

Изображение

Появление церкви в селе Кузьмихинское связано с романтической историей. В деревне в 1814 проживал на поселении богатый ярославский помещик А. Шубин, сосланный за порочащий честь офицера поступок. Здесь Шубин встретил и полюбил молодую красивую дочь простого казака, на которой женился. Вскоре прощенный, он вернулся в армию и востановил свой офицерский чин. Выйдя в отставку, он приехал в Иркутск и в 1819 подал в Иркутскую Духовную Консисторию прошение разрешить ему, в месте его многолетнего страдания и искупления вины, построить каменную церковь, на что и получил благословенную грамоту.
______________
Заложенная на пожертвования А. Шубина церковь вскоре была построена и 8 декабря 1822 ее освятили во имя Николая Чудотворца. Кроме Николаевской церкви в селении были деревянный молитвенный дом, построенный в 1898 и часовня, возведенная в 1884.


Изображение

В 1923 церковь передали в пользование обновленческой общины верующих. Еще в 1937 в ней проводились богослужения, но, вероятно, вскоре она была закрыта, так как в списках действующих церквей 1948 она не значится. В 1960-е здание было снесено.
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 30 июл 2014, 09:06

_____________ Церковь Святителя Николая Чудотворца (нагорная) ______________

Изображение

Николаевскую (нагорную) церковь заложили 21 февр. 1910 как церковь-школу, и 30 июля того же года киренский епископ Евсевий освятил ее во имя Николая Чудотворца. Возвели ее на средства церковного старосты кафедрального собора Ф. Ф. Кузнецова. В дальнейшем здание использовалось только как церковь. Вероятно, из-за неброского внешнего вида, церковь в советский период просуществовала довольно долго и была закрыта одной из последних в Иркутске — постановлением горисполкома от 4 июня 1940.


Небольшой храм (всего в три окна) дополняли более низкие прирубы алтаря и притвора. Перед западным входом было широкое как веранда крыльцо. Несложный силуэт с двухскатной кровлей напоминал простой жилой дом, и лишь ярусная колокольня, с низким глухим шатром и главка над алтарем выделяли его из рядовых строений улицы.

Изображение

После перестройки в церковном здании устроили кинотеатр «Экран». В 1999 здание сгорело, уцелевшая после пожара часть была разобрана.
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

Аватара пользователя
BUm
 
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 13 май 2013, 12:20
Откуда: Иркутск
Репутация: 112

Re: История Иркутска в фотографиях

Сообщение BUm » 31 июл 2014, 09:13

__________ церковь во имя свв. Первоверховных Апостолов Петра и Павла _________

Петропавловская церковь ( церковь святых Апостолов Павла и Петра ) Лагерная церковь 28-го стрелкового Сибирского полка.

Первоначально деревянная Петропавловская церковь была построена в 1910 на территории военных лагерей в д. Михалево. В 1918 церковь перевезли с разрешения ликвидационной комиссии большевиков в г. Иркутск. Место под строительство определили в Глазковском предместье и 11 июня того же года освятили его. Борьба за власть, происходившая в городе в эти дни, приостановила строительство храма. В июле 1918 захватили чехословацкие войска, а 6 окт. в Глазково заложили Петропавловский храм, посвятив его памяти чехословацких войск и войск Сибирского Временного правительства, погибших за освобождение Сибири.

Изображение

Таким образом, бывшая лагерная церковь получила своеобразное второе рождение, апробированное как советской властью, так и властью белочехов. Освятили ее 5 июля 1920 во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Изображение

Закрыли церковь на основании постановления ВСКИК от 17 ноября 1929, в здании разместили сначала пионерский клуб, затем склад. В 1990-е церковь передали в Иркутскую епархию. В 1995 здание было демонтировано для реставрации, но проект не был реализован, так как пожар уничтожил все разобранные конструкции.

Изображение

28-й Восточно-Сибирский стрелковый полк был сформирован в 1903 году и в составе 7-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии, под командованием прославленного генерала Р.И.Кондратенко, участвовал в боях за Порт-Артур, где проявил доблесть и беззаветную храбрость.
<<<Выдержка из «Записной книжки 28-го Сибирского стрелкового полка», которую имел каждый солдат, где описан исторический путь полка, чтобы иметь представление о его боевых традициях, сложившихся в Порт-Артуре: «Тысячи японских солдат, павших перед укреплениями ІІорт-Артура, на склонах гор, ясно доказывают, как дорого продавалась жизнь каждаго русскаго солдата, как дорого отдавалась каждая пядь земли, занимаемая защитниками крепости. >>>
Роты 28-го полка из своего первоначального состава в 300—350 человек превратились в жалкие остатки—не более 40—50 человек. Остальные же почили вечным сном в недрах чужой нам земли или переполнили госпитали…». Полк потерял убитыми 16 офицеров и 1695 нижних чинов из 3718.
За проявленное мужество 28-му стрелковому полку Приказом по Военному ведомству от 8 июня 1907 года было Высочайше пожаловано Георгиевское знамя с надписью «За Порт-Артур 1904 г.» и отличие на головные уборы с надписью «За Порт-Артур».

В настоящее время на этом месте выстроена небольшая церковь с тем же названием - Петропавловская. Адрес ул. Гоголя, 42.


Изображение
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.
Оскар Уайльд

Пред.След.

Вернуться в У костра

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4