Друзья, спасибо за добрые отзывы! Приятно осознавать, что мои впечатления от Северо-Востока нашей страны находят отклики на байкальской земле. Представляю вам рассказ об одном месте в России, которое можно по-настоящему назвать глухим.
http://maps.yandex.ru/?text=%D0%A0%D0%B ... z=13&l=map (набрать в поисковике "оротук")
Колыма: Хатыннах, Чигичинах, Оротук
Я уже упоминал, что магаданскую рыбалку можно подразделить на три формы, отличаемые друг от друга по видовому составу уловов, снастям и тактике: морскую, на реках, впадающих в море, и на материковых реках. Мне повезло, и за время ледостава мои колымские друзья показали практически все свои заветные места: бухты Гертнера, Мелководная, Балаганное, лиманы Ойры и Яны, речки Ланковую, Олу, Ойру и Тауй. Остались еще неизведанными знаменитые «Третий Олений» на Яне и слияния Хасына с Арманью и Кавы с Челемджой – ну, здесь побываем уже по открытой воде.
Водоемы на материке, или «большой земле», или по Трассе (легендарная дорога «Магадан-Якутск») зимой не столь популярны у магаданцев из-за своей удаленности и суровых морозов. Да и стоят ли десяток харьюзков и налимов за 300-400 км куля корюшки под боком? Коренным магаданцем, наверное, нет. Но не человеку, впервые оказавшемуся в этих краях, о коих слагают песни и повести. Поэтому на предложение побывать в верховьях реки, бассейн которой составляет три четверти Магаданской области и само название которой дало наименование целому региону России и даже образу жизни, я незамедлительно согласился. Более того, как я уже понял после поездки, мне просто повезло попасть в те края не вертолетом или вездеходом, а на «Делике».
В первые же дни пребывания в Магадане я пробежался по книжным магазинам и нашел весьма ценное произведение известного магаданского писателя-краеведа Рудольфа Седова – «Реки Колымы». В ней он описывает возможности спортивного сплава по Колыме и ее притокам, познавательно вписывая в гидрологические особенности той или иной реки историю ее освоения. Из этой книги я узнал, что свое название Колыма получает только после слияния рек Аян-Юрях и Кулу и что практически заброшенный поселок Оротук является единственным населенным пунктом на пути от слияния до Колымской ГЭС. В своей книге Седов отмечал отсутствие дорог до поселка и его сообщение с внешним миром только по воде или воздуху. Вот уж никак не ожидал, что я попаду туда когда-нибудь!
Из Магадана выдвинулся один.
Начало Трассы
Почти сто километров по Трассе асфальт, а потом знакомая по Окинскому району Бурятии пыльная грунтовка. В райцентре Палатка отворот на Тенькинскую трассу: дорогу, соединяющую крупные золотодобывающие прииски. Вообще в области можно выделить шесть основных дорог, основное предназначение которых перемещение грузов золотодобывающей (ФАД «Колыма», Тенька, Омсукчан и Сеймчан) и рыбной (Ола и Талон) продукции. Еще остались заброшенные дороги до закрытых приисков, поддерживаемые и черными старателями, и рыбаками-охотниками.
Тенькинская трасса одна из самых живописных. На 170-километровом участке до Усть-Омчуга отсутствие сотовой связи и всего один поселочек – Мадаун (зато в нем есть кафешка!).
Местные речки также загадочные, как и их названия
В административном центре Тенькинского района – Усть-Омчуге – забираю Михалыча. Он сейчас на пенсии, всю жизнь прошоферил здесь, на Севере, так что интереснейшие истории, много чего уточняющие из книги Седова, на неближнем пути мне были обеспечены. По рыбалке стало известно, что планируем наловить налима и активизировавшегося с приходом талой воды хариуса.
Еще 120 км до пос.Омчак, а за ним отворот в тайгу. Узкий зимник, где по дну сухих ручьев, где по кочке тундры. Вокруг дикие места. Следы горных баранов, лосей, лис. 60 км за три часа. Что радует, что полный привод пришлось подключать раза два. А ведь еще недельку – и дорога начнет «проваливаться», машины начнут утопать в болотах и открывшихся ручьях.
Итоги поездки по зимнику
На Колыму прибываем в полночь. Позади 410 км и 10 часов пути. Эти измерения отделяют меня от цивилизации и морского климата. Там было -2, здесь -20. В груди легкое волнение, как у каждого, оказавшегося в совершенно диком и еще неизведанном месте. Мистику нагнетает и заброшенный поселок, расположенный на берегу Колымы. Из десятка разрушенных домиков один целый. Поддерживается охотниками да рыбаками. Кухня с печкой-буржуйкой, комната с кроватями. Большего и не надо.
Хатыннах. Когда-то здесь был совхоз. На местных угодьях разводили оленей, коров и лошадей, мясом которых кормили старателей.
Эти детские качели в мертвом поселке чуть на слезу не прошибли
Утром река встречает морозцем под -25 и великолепными видами. Природа здесь скупа на сочные краски. Редкие лиственницы взбираются на крутые сопки, по берегам реки тополя и чозения. Ни сосенок, ни березок не наблюдается. Сама Колыма здесь еще не так могуча, какой я ее видел ниже ГЭСа, но уже внушает уважение, если сравнивать с бурятскими речками. От берега до берега почти 100 метров, глубина на яме, где мы расположились 4 метра.
Михалыч обеспокоен. Во-первых, его смущает сильное изменение русла после осеннего наводнения (в 2013-м топило весь Дальний Восток), в связи с чем он не узнает места. Во-вторых, снега на реке столько, что «Делика» явно не пойдет, соответственно, придется рыбачить только на расположенных рядом к зимнику ямах. А они, судя по многочисленным лункам, уже поизловленны.
Пессимистические предположения напарника оправдались. За полдня рыбалки на весьма перспективном плесе всего три поклевки, реализованные в двух хариусов и один оборванный настрой.
Продолжаем снова движение по зимнику. После наводнения дорожникам на Колыме явно пришлось повозиться. Старый путик был смыт, а новый проложен через острова и прибрежные плотные заросли: срезанные кусты, выкорчеванные тополя. Дальше дорога идет по заливным болотистым лугам. Через каждый километр полуразрушенные домики сенокосчиков.
И вот мы въезжаем в мертвый поселок Чигичинах. Остатки котельной, двухэтажного административного здания, жилых домов, гаражей, складов. Здесь когда-то стоял большой прииск «имени 21 съезда КПСС». Жизнь кипела. Гудели трактора, летали самолеты. Эпоха Великой Страны. Сейчас улицы засыпаны глубокими сугробами, расчерченными старыми снегоходными путиками.
На старых домах еще остались таблички с названиями улиц. Дом упадет, а улица Шоссейная останется.
После Чигичинаха таежный путик превращается в отсыпанную грунтовую дорогу. Если бы не разрушенные мосты,
могло бы показаться, что она сделана пару лет назад. Дорога соединяет промышленный Чигичинах с сельскохозяйственным Оротуком, который снабжал старателей мясом и продуктами. При въезде в конечную точку нашего маршрута сразу видно, что сила плановой экономики его коснулась несильно. Дома разбросаны в беспорядке. В 70-х годах местный совхоз держал многотысячное стадо КРС и лошадей, выращивал капусту, огурцы, редис, лук, табак… За продукцией прилетали самолеты.
Спустя 40 лет, Оротук, в отличие от многих наименований населенных пунктов на карте Колымы пока еще не имеет приставу «нежил.». Село в основе своей национальное, здесь проживают якуты. Несмотря на то, что власти давно предложили переехать в районный центр, многие отказались покидать родные места. И здесь какая-никакая цивилизация. Работает «дезка» (по 4 часа утром и вечером), стоит спутниковая телеантенна и даже есть телефон.
Администрация есть, а работников нет.
Следы былой трагедии
Со слов Михалыча, Оротук – рай для охотников и рыболовов. Окрестности полны дичи, а реки и озера – рыбы. В пойменных озерах Колымы водится карась. Это ближайший ареал его обитания от Магадана, следующий, говорят, в Якутии.
Ниже по течению река входит в узкое ущелье, сжатое грядой Малые Пороги. Когда-то доставалось здесь старателям-сплавщикам. Сейчас от порогов осталось только название на карте. Вместо них водохранилище ГЭС.
Дело близится к вечеру. Бросаем машину недалеко от Оротука и идем километр по сугробам до известного Михалычу заветного плеса.
Под конец дня Колыма подарила нам удивительной нежности закат.
На вечерке ожидался хариус. Но с ним беда, куда-то подевался. Зато ночью таки проклюнулся колымский налим. Пусть и не такой крупный, как в Колымском водохранилище, но все равно приятный.
Переночевав у знакомого Михалыча в Оротуке и осознав тщетность наших попыток без снегохода найти рыбный плес, на следующий день мы выдвигаемся домой.
Первая рыбалка на Колыме вышла интересным автоприключением. История Магаданской области - в ее промышленном освоении. На этот раз я увидел ее послевоенный период с небольшими поселочками, возводимыми на золотоносных жилах и сельхозугодиях.
Но где-то за сопками остались свидетели более мрачных времен. Разрушенные деревянные бараки, огороженные вышками и колючей проволокой. Места, насыщенные горем, ненавистью и смертью. Где никто не заночует в заброшенном домике. Но это уже другая история.