«Рыбы нет – одна мальма!»Еще одним знаковым периодом рыболовной жизни магаданцев является ловля осенней мальмы. Эта рыба заходит в реки после нереста остальных лососевых, нерестится сама, но не погибает, а остается в реке, питаясь икрой и вылупившимися затем мальками.
Весной мальма, изрядно отощавшая, скатывается в море – это время, так сказать, весенней мальмы. В мае мне довелось половить этой рыбы, но ее вкусовые качества были весьма далеки от идеала. Поэтому к предложению половить мальму в октябре я отнесся слегка настороженно: в памяти наглядно маячила рыба, длинная и тощая как плеть, с безвкусным красноватым мясом.
Оставалось еще несколько дней отпуска, в гараже стоял новенький «Охотник», на котором в начале месяца мы всей семьей покорили дорогу «Улан-Удэ – Магадан» (это, конечно, отдельная история), и хотелось по полной проверить его внедорожные качества. Повод для этого представился идеальный: съездить на известное практически каждому магаданцу мальмовое место под названием «Третий Олений» - слияние двух больших рек: Яны и Семкана. Об огромных лужах по дороге, пробитой до «Третьего» среди колымской тайги, на местном рыболовном форуме слагались легенды.
За год пребывания на Колыме я четко ощутил, что каждая рыбалка, происходящая в более 100 километров от Магадана, четко делится на две части: дорогу и непосредственно лов. Каждая часть наполнена событиями, эмоциями и другими запоминающимися вещами, и требует отдельного рассказа. Помимо того, что рыбы обловишься, так по пути еще изучишь историю края, насладишься игрой китов или мишек поснимаешь.
На этот раз дрожь в ногах и выбросы адреналина вызывала сама дорога, точнее ее последние 30 километров. Сначала все было хорошо, хоть и слегка напряженно. Арманский и Магаданский перевалы очистили от снежных наносов, но почему-то не посыпали. О непростых буднях магаданский дорожников свидетельствовали улетевшие в кювет машины. Хорошо еще в кювет, так как с другой стороны вниз уходила глубокая пропасть. Это зимой ее отгородят от дороги высоким снеговым бруствером, а сейчас руки вцеплены в руль, тормозишь только двигателем, так как любой юз может привести к трагедии.
После перевалов все нервно курят. Дальше дорога по побережью, на запад, в сторону Хабаровского края. Слева море громыхает высоченным накатом, холодное, неуютное. Навигация для любителей морских приключений закончилась уже 1-го октября.
Паром через Яну. Маленький, на шесть легковушек, но быстрый. Ходит нерегулярно, а только по «большой» воде: на приливе. Летом, как обычно, здесь огромное столпотворение, но в нынешнее время трафик практически никакой.
Через 20 минут после переправы навигатор показывает отворот в лес. Еще с 20 минут красная стрелочка на навигаторе перемещается вверх, подходит к реке и останавливается. Мы на «Первом Оленьем». Сюда ездят на пузотерках. Пунктирная линия среди зелени леса на карте навигатора нарисована вверх вдоль по Яне. Едем дальше, и еще через полкилометра понимаем, легенды слагаются не на пустом месте. Перед нами длиннющая лужа с мутной водой, и что под ней, неизвестно.
Но мы ж на Джипе, на легендарном «76-м»!!! Врубаю все блокировки, пониженная, газу. На половине лужи машина слетает в колею, мутная жижа бьет через капот и растекается по лобовому стеклу… Машина рычит благим матом, висим на мостах. Ночь, кругом плещется вода, льдинки стучат о кузов, выхлопная труба бурчит пузырьками. Приехали, (вырезано цензором)!
Сидим пока еще в теплой и сухой машине, переглядываемся. Сапоги в багажнике, не достать. Открываю окно, ура, вода буквально в миллиметре от нижней кромки двери. Осторожно вытискиваюсь на порог, еще чуть-чуть – и зальет. К счастью, на верхнем багажнике второй комплект болотников.
Какое счастье, что кроме блокировок, в «Охотнике» есть шноркель и лебедка!
Лужевая жуть продолжалась еще 30 километров или 4 часа. Теперь, конечно, на проверку каждой подозрительной ямы с водой отправлялся «лоцман», но «полебедились» мы на славу, каждая лужа была со своим характером, как и объезды по лесу вокруг них: пороги о пеньки все-таки замялись.
Где-то к полуночи навигатор показал, что мы вблизи к окончанию пути. Дорога вышла на галечную косу, и в свете фар мелькнула гладь реки. Тут же поверхность воды разорвалась десятками всплесков. Озадаченные и слегка изумленные мы поспешили с фонариками к реке, и в их свете в прозрачной воде замелькали многочисленные рыбные тени. С первых же минут на Яне стало понятно, почему «Третий Олений» – знаковая точка на рыболовной карте Колымского края…
Обустраиваем табор. Столик, костер, домашние припасы, настоечка. Легкий морозец покрыл машину грязной чешуей колымских болот. Вот и обмыли покупку. По полной программе.
Хмурое утро проявило окрестности. Выше по реке виден табор, стоят «Шишига» и «Урал», несколько рыболовов махают удочками на устье одного из рукавов Семкана. Ниже - большой глубокий плес.
Стрелка Яны и Семкана
Табор
Поскольку рыбалка на мальму первая, вопросов пока много. Что эффективнее, спиннинг или поплавочная снасть? Какие блесны? Где стоит рыба?
Пробиваю плес блесной, которая отлично работала по кижучу: 5-й размер, оранжевый сердечник и желтый лепесток. Первая же рыбина хватает по середине реки под перекатом, как и все лососевые, активно сопротивляется, выкручивая кульбиты. Тело у мальмы еще более прогонистее, чем у хариуса, настоящая торпеда. Из-за своих кувырканий наматывает на себя плетенку. Мальма, да еще какая! Кило на два, не меньше. Серебристо-розовая.
Первая мальма
Но это не самый привлекательный цвет. Попадается голец еще более яркой расцветки: зеленый, с оранжевым брюшком, красными точками по телу. Художник-природа явно была под вдохновлением, когда ваяла эту рыбу. Не зря его здесь называют «пожарником».
Рыба стоит по всему плесу, особенно концентрируясь на его истёке, перед перекатом. В яме ее мало, рыба даже как-то тяготеет к мели.
Пятый размер вертушки себя зарекомендовал только в яме. Намного лучше работала легкая троечка на выходе. Рыба жадно бросалась на приманку буквально на втором обороте катушки, брала мягко, без удара, зато после подсечки проявляла всю свою силу и верткость. Свечки, рывки вверх и вниз по течению – все это доставляло огромное удовольствие от рыбалки.
Рыбы в реке явно было очень много. Спустившись ниже переката, я нашел стоянку мальмы, представлявшую собой неглубокую шиверу после слияния двух проток. Рыбалка шла по чивыркуйскому принципу: 10 забросов – 9 рыб. Вся мальма была мерного, почти килограммового размера. Горка рыбы на берегу заметно росла, и надо мной зашелестели крыльями пара речных чаек. А за ними глаз да глаз! Медведь, к счастью, проявлял себя только старыми следами на песке. Хотя на прошлой неделе, говорят, рыбацкие табора пугал какой-то еще незалегший в берлогу мохнатый наглец.
У каждой мальмы свое "лицо"
Ловят мальму и на удочку. Снасть такая же, как на Селенге на белого хариуса или омуля. Большой поплавок, который тащит по дну грузило или тирольскую палочку с болтающейся на течении мормышкой-орочанкой с подсадкой искусственной икры. И так же прикармливают. Только не бормашем, а икрой. Самый простой способ: в сеточку, в которую в супермаркете пакуют картошку, лук и т.п., укладывают камень, засыпают испорченную икру и кидают на струю.
Но сегодня мальма никак не хотела знакомится с поплавочкой. Рыба точно была, я пробовал и икру, и обычные харьюзовые мухи – все без толку. Подавай ей блесну!
Основные вопросы по ловле мальмы были разрешены, оставался последний, кулинарный. Что на Камчатке, что на Колыме я неоднократно слышал, что красную проходную рыбу можно есть только после перемораживания. То ли черви, то ли токсины в мясе, но можно отравиться. Кижуч был хорош в соленом виде, не говоря уж о его икре, но в ухе и жарёхе был суховат. Весенняя мальма, как я уже говорил, меня только расстроила. А каков голец осенью?
Напарник, Андрей, уже известный Клубу по отчетам Степаныча, успокаивал, что если в кишках мальмы паразитов нет, то кушать можно спокойно. Ну, раз можно, так давай, вари уху.
Уха, сдобренная приправами да дымком, вышла на славу. По верху плавали крупные капли навара. Розоватое мясо, с прожилками жира, было сочным и многократно превышало по вкусовым качествам всю красную рыбу, которую мне довелось до этого пробовать. Осенняя мальма являла собой нагулянную, упитанную рыбу. Пожалуй, даже вкуснее хариуса. Отдаю ей второй место после корюшки.
На следующий день погода испортилась. Начал поддувать низовой ветер, слегка моросящий дождь усиливался с каждым часом. Мы с Андреем переправились на правый берег и пошли на устье Семкана. Удивлению нашему не было предела, так как там мы обнаружили «105-й Крузак», не совсем чтоб уж сильно подготовленный. Как он переехал Яну?! Азарту рыболовному нет предела! Я-то думал, что в эти края только на «Урале» и «КАМАЗе-вахтовке».
Мужики с каждого заброса вытаскивали рыбу. Заглянув с пригорка в яму, я опешил. Дно реки застилала рыба, словно плотный ковер водорослей, колыхающихся на течении. Но, несмотря на огромное количество, мальма на блесну не клевала. Легкая вертушка шла слишком высоко ото дна. Андрей пошел экспериментировать под перекат, я а снимаю блесну и монтирую простейшую грузовую снасть: тиролька, мормышка, икра, несколько опарышей. Заброс, груз заиграл по дну, оп, удар!
И процесс пошел. Правда, на мормышку мальма зарилась явно меньшего размера, да с одинарного крючка сходы от бесподобных выкрутасов были чаще. Разговорился с соседями: «А хариус-то попадается?» - «Не, рыбы нет, одна мальма!».
А Андрей тем временем словил порядочную порцию адреналина, поймав двух кижучей. Надо же, октябрь уж на дворе, морозы, забереги, а благородный лосось по-прежнему радует своими поклевками.
После обеда совсем занепогодило. Тяжелые, холодные тучи стлались почти над самой головой, моросил мерзкий осенний дождь. Ветер усиливался до шторма. Рыбачить стало практически невозможно. Мы грустили возле костра, дрова под ветром мгновенно прогорали. С моря надвигалось что-то страшное.
Всю ночь машину качало под ураганным ветром, который утих только под утро. Как рассвело, нас ожидал не самый приятный сюрприз. Пошел сильный снег. Оставленные с вечера вещи, в том числе удочки, покрылись ледяной коркой, все вокруг заносило белым покрывалом. Этот снег уже не растает. Ну здравствуй, зима!
Уже в городе мы узнали, что эта ночная стихия оставила пол-Магадана без света. Но сейчас нам было не до благ цивилизации, предстояло еще выехать. Путь до «Третьего Оленьего» вспоминался с содроганием.
Дождь со снегом не добавили дороге дружелюбия. Опять эти лужи, колея, пеньки, болота, искромсанные лебедками деревья. Азарт, грязь, пот, нервоз и удовлетворение от прохождения очередного казалось бы непроходимого препятствия. В общем-то да, рыбалка на «Третьем Оленьем» - это действительно приключение.
Паром – место встречи. В ожидании открытия переправы здесь собрались машины, которые мы встретили на Яне: «ЗИЛ 131-й», «Урал», «КАМАЗ-вахтовка», «105-й» - основные средства рыболовного передвижения. Рыбалка на Яне показала, что дорог на Колыме практически нет. Познакомились, попили чайку, обменялись мнениями. Рыбалка на «Третьем Оленьем» еще будет до декабря. Потом дорогу окончательно заметет, добраться - только на снегоходе.
В Магадан пришло время первого льда. В Бурятии зимний сезон мы открывали в основном на озерах: окунь, щука, сорожка. Каков же первый лед на Колыме, для меня пока загадка. Загадка, которая, будем надеяться, откроется в самое ближайшее время…
У рыбалки нет плохой погоды, на рыбалке есть плохой рыбак.