"Открытое вранье президенту". Статья Алексея Цессарского в газете "Рыбак Рыбака"
В начале июля группа товарищей – «представителей рыболовной отрасли», как они себя назвали, – направила президенту Путину открытое письмо с просьбой посодействовать решению ряда проблем в области любительского рыболовства. Письмо было обнародовано 10 июля на портале «Рыба Камчатского края (www.fishkamchatka.ru), в качестве источника указан Общественный совет при Росрыболовстве. Среди «подписантов» много известных и очень авторитетных в рыболовной среде людей. И все бы ничего, да только в письме этом содержится заведомая ложь, а подписи, по крайней мере, некоторые, – поддельные.
"КАК БЛЕСНА В БОЛОТЕ"
В первых строках авторы письма сердечно поздравляют президента с Днем рыбака, желая ему ни хвоста, ни чешуи и подчеркивая его принадлежность к племени рыболовов. Далее идет короткая лирическая часть: воспоминания о «памятной встрече» 11 января 2012 года, «когда в период жарких дискуссий о проблемах любительского и спортивного рыболовства в нашей стране, Вы твердо поддержали нас».
Тут у меня, как участника той встречи, сразу возникает вопрос: кого это «нас» и в чем именно президент «твердо поддержал»?
Как можно понять из дальнейшего, имеется в виду фестиваль «Народная рыбалка». «Народная рыбалка», говорится в письме, «с оглушительным успехом стартовала по всей стране», однако в последнее время Росрыболовство «самоустранилось», и прекрасная инициатива «утонула, как блесна в болоте».
Довольно сомнительная с рыболовной точки зрения метафора, но идея проведения подобного фестиваля на встрече с Путиным, действительно, прозвучала. Выдвинул ее руководитель клуба «Фион» Андрей Медведев, и Владимир Путин ее, действительно, поддержал. Проблема только в том, что хотя подпись Андрея Медведева и стоит под этим письмом, он его, как мы увидим, отнюдь не подписывал. Но об этом позже.
МИНСЕЛЬХОЗ "НАНОСИТ УДАР"
От «Народной рыбалки» авторы письма переходят к следующей волнующей их проблеме: к приснопамятным рыбопромысловым участкам для любительского рыболовства. Оказывается, без них обрушится весь российский рыболовно-туристический бизнес:
«Четыре года назад по Вашему поручению был подготовлен законопроект “О любительском рыболовстве”, который в течение нескольких месяцев прошёл всенародное обсуждение и был внесён в Государственную Думу в декабре 2012 года. Проект закона сохранял основополагающие положения, обеспечивающие свободную и бесплатную рыбалку, а также ограниченную акваторию для организации рыбопромысловых участков под любительское и спортивное рыболовство. В таком виде документ был принят депутатами Государственной Думы РФ в декабре 2013 года. Однако, внесённая Минсельхозом 30 января 2015 года поправка о ликвидации института рыбопромысловых участков, оказалась полной неожиданностью. Получается так, что в случае принятие этой поправки под угрозой закрытия становятся сотни рыболовных баз по всей России. Особенно остро эта проблема стоит в Астраханской области, где под угрозой сокращения в регионе оказывается около 20 тысяч рабочих мест. Это очень серьёзный удар по малому бизнесу, который, как Вы настаиваете, требуется поддержать особенно сейчас, в условиях экономического кризиса».
Как тут не вспомнить булгаковского Коровьева! «Поздравляю вас, гражданин, соврамши!» Потому что чистейшей воды вранье присутствует тут чуть ни в каждом предложении.
Не буду тратить много слов на «всенародное обсуждение» законопроекта. Оно проводилось на сайте фонда «Общественное мнение», и почему-то значительная часть IP-адресов представителей «народа», голосовавших «за», оказались зарегистрированными в здании Росрыболовства на Рождественском бульваре.
Оставим на совести «подписантов» и слова о принятии законопроекта депутатами в декабре 2013 года. Документ отнюдь не был принят. Он многократно возвращался на доработку, а потом – беспрецедентный случай! – и вовсе был возвращен в правительство для устранения многочисленных несуразностей. На текущий момент законопроект в Госдуме, и когда его примут, совершенно непонятно. Институт РПУ, по имеющимся у меня сведениям, в нем действительно ликвидирован, хотя и не полностью. Участки остаются для ловли особо ценных видов: семги на Кольском полуострове и тайменя в Сибири.
Но семга с тайменем – это не то, что больше всего заботит авторов письма. Заботит их судьба туристических баз. Из-за отмены РПУ, делятся они своей тревогой с президентом, могут закрыться сотни рыболовных баз по всей России, а особенно пострадает Астраханская область: «под угрозой сокращения в регионе оказывается около 20 тысяч рабочих мест»! "РПУ необходимо сохранить в тех объемах, как это было прописано в первой редакции законопроекта о любительском рыболовстве" - об этом авторы письма и просят президента.
УРОКИ АРИФМЕТИКИ
Уточнение у меня тут сугубо арифметическое. Сколько рабочих мест дает одна средняя по размеру астраханская база? Не трудно прикинуть. Для этого есть, например, документация, которую предоставляли владельцы баз на конкурсы по распределению тех самых РПУ. Там мы находим цифры: от 10–15 человек для средней по размерам базы до 50 человек для очень большого гостиничного комплекса.
Другой источник информации – объявления о продаже турбаз. К примеру, на продажу выставлена очень солидная база в 40 км от Астрахани. 9 коттеджей, ресторанный комплекс, баня, склады, помещения для охраны, хоздвор, 2 автостоянки, есть даже «стационарный фазанарий и минизоопарк». К этому флотилия из 21 лодки и автопарк (автобус, 2 пикапа, Газ-66, 2 вездехода, Газель). Так вот, штат сотрудников в этом солидном хозяйстве в сезон составляет 29 человек.
Думаю, мы не сильно ошибемся, если будем считать, что в среднем на одной базе в Астраханской области занято 20 человек. Если и ошибемся, то в сторону преувеличения, на самом деле среднее число работников будет меньше (забудем даже, что в несезон штаты сильно редеют). Делим 20 тысяч находящихся под угрозой сокращения рабочих мест на 20 и получаем тысячу баз. В одной только Астраханской области!
Замечу, что по статистике, озвученной не раз тем же Росрыболовством, в Астраханской области действует около 500 баз, считая и гостевые домики со штатом 2-3 человека.
Но это еще не все. Дальше – интереснее. В Астраханской области на сегодня имеется 114 РПУ для любительского рыболовства, а пользуют эти участки всего 31 пользователь. То есть РПУ есть у тридцати одной турбазы: особо везучие имеют по несколько участков. Остальные же несколько сотен баз как-то живут без всяких РПУ.
Понятно, что с ликвидацией РПУ пострадают только базы, которые ими владеют, подавляющему же большинству баз от этого будет только лучше, поскольку все окажутся в равных конкурентных условиях. Стало быть, 20 тысяч рабочих мест, которые попадают под сокращение, сосредоточены на 31 базе? Тщательнее надо, ребята. Думайте хоть немного, когда президенту письма пишете.
РПУ-ЗАВИСИМОСТЬ
Так в чем же, можно меня спросить, это самое конкурентное преимущество, которое дает наличие РПУ? Почему за них так держатся, что даже врать президенту решаются?
Одна причина – продажа путевок. Некоторые астраханские эрпэушники продают путевки на рыбалку, причем не только своим клиентам, но и тем, кто просто хочет порыбачить на их участках.
Еще одна причина – возможность закрыть для посторонних наиболее интересные для рыбалки места и пускать туда только тех, кто оплатил проживание на базе. Своего рода эксклюзив.
Но все это не главное. Главная причина – это возможность принимать клиентов в период весеннего запрета. Апрель и майские праздники для астраханских баз – это время, когда день год кормит. А тут запрет. Причем жесткий: ловить можно только в пределах населенных пунктов. Но еще – на РПУ. Так что иметь свой РПУ – это для астраханских баз возможность не простаивать в самое горячее время года. Ну и, конечно, оттянуть клиентуру у соседей, у которых РПУ нет.
И владельцы РПУ этим во всю пользуются. Мы не раз публиковали в газете подборки фотографий с их сайтов, на которых довольные клиенты позируют перед грудами рыбы, пойманной в разгар нерестового запрета. Такое счастье доступно только у нас, сообщают подписи к фото. Потому что у нас есть РПУ.
ОПЕРАЦИЯ ПРИКРЫТИЯ
И последнее, о чем авторы письма просят президента, – это запретить промышленный лов рыбы во всем волжском бассейне. И тут я с ними полностью солидарен. Вернее, был бы солидарен, если бы они не занимались изготовлением фальшивок. И если бы запрет промлова действительно был их целью.
В последнем я очень сомневаюсь. Скорее, эта злободневная тема была использована для привлечения к подписанию письма авторитетных в сфере рыбалки людей и титулованных спортсменов. Промысел на Волге – по сути узаконенное браконьерство, и рыбакам это хорошо известно. А уж создание РПУ для промлова на Иваньковском водохранилище – это и вовсе вопиющая история, которая ни одного рыболова не оставит равнодушным. Вот это и было использовано – вполне, надо сказать, цинично. Реальная же цель письма, и в этом я нисколько не сомневаюсь, – сохранение РПУ в Астраханской области.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Прочитав текст письма Путину и посмотрев на список подписавшихся, я сразу позвонил одному из них – Александру Воскресенскому. Он сказал мне, что письмо это с предложением подписать ему действительно присылали, но он ставить свою подпись отказался. Как отказался это сделать и руководитель «Фиона» Андрей Медведев. В воскресенье, 12 июля, Воскресенский мне перезвонил и сказал, что еще раз для верности переговорил с Андреем Медведевым и снова подтвердил со всей определенностью, что ни его, ни Медведева подписей под письмом быть не может.
Получается, что составители письма подделали подписи по крайней мере двух «подписантов». Можно было бы спросить и других, но, честно говоря, желания такого у меня не было. И без того ясно, что кто-то состряпал фальшивку. А результат этого «творчества» один: действительно реальный и болезненный вопрос – промлов на Волге – оказался сильно дискредитированным. Теперь говорить об этом с чиновниками будет еще сложнее.
Источник - газета "Рыбак Рыбака" http://www.rybak-rybaka.ru/articles/100/22592/
Полный текст письма РПУ-шников здесь http://goo.gl/G77ezC