Хотел бы на одном из моментов заострить внимание.
Транец.В свое время когда испытывал гибрид на своем катабайде, обратил внимание, что мотор сильно глубоко сидит в воде. Соответственно большое сопротивление в движении от дейдвуда и просто огромное количество брызг. Паша (ZX38), ставший невольным свидетелем такого безобразия, пробовал помочь немного приподнять мотор на транце, но учитывая загрузку кормы немалым весом судоводителя и мотора, это мало помогло в тот момент.
Позже, в сети нашел заметки и других пользователей катабайдов. Которые так же обращали внимание на то, что штатный транец сильно низкий и его необходимо наращивать.
В качестве примера приведу наработки Михаила Скопца, одного из первых обладателей катабайдов.
amur-bereg.ru/threads/novaja-naduvnaja-motornaja-bajdarka-bratan-b450.7759/page-14 "
Снял мотор, поставил надставку транца, закрепил Мерк 5 - лодка идет хорошо, воздух не хватает. Наскоро сделал проставку под мотор из дюймовой доски - прохватов нет, скорость 22 км в час по GPS (поперек течения). Небольшие волны лодка проходит без прохватов. Общая загрузка лодки без мотора, но включая водителя и бензин, составила примерно 140 кг.
...
Поставил две такие проставки (общая высота над штатным транцем 15 см) - полет нормальный. Правда, пару раз на волнах были прохваты. Убрал одну проставку - все нормально.
...
Вывод: обычный винтовой мотор на Б450 можно поднимать на высоту до 12-13 см. Винт при этом помещается в "тоннеле", который при движении полностью заполнен водой. Винт в этом случае выступает ниже нижнего обреза баллонов где-то на 12 сантиметров. Конечно, не водомет, но можно проходить довольно мелкие места.
...
Опробовал сочетание поднятого на 13 см транца и защиты для винта на комплекте Б-450 и М-5. Поднимался по реке Хор от "верхнего" моста. Прошел около 15 км, все перекаты проходил ходом, вода средняя. Лодка без проблем проходит глубину 30 см.
...
Скорость (по GPS, средняя между скоростью по течению и против = скорость по стоячей воде) до 18,5 км в час. На том же моторе без защиты винта скорость до 23 км в час.
Плюс этой лодки - у нее вообще нет переходного режима. Скорость нарастает постепенно - как у длинной деревянной лодки-ульмаги. Поэтому на перекате можно "зависнуть" и выбрать, где проходить. Пару раз касался камней защитой, винт не страдает.
В целом комплект вполне пригоден для подобных рек с быстрым течением и перекатами.
"
Далее, на "мушках" попался другой собрат-катабайд от Братана, с несколько нестандартным (увеличенным) транцем. Либо производитель учитывает отзывы владельцев, либо это частная инициатива владельца при заказе лодки.
www.mushki.ru/terki/viewtopic.php?t=4179&start=390"
Что касается увеличенного транца, то ситуация следующая:
загрузил в корму бак с 7-8 литрами топлива, спасжилет и себя любимого 100 кг в одежде с веслами, в нос гермомешок с запасным сухим шмурдяком килограмм 10, по центру герморюкзак 5 кг и наполненный водой для балласта гермомешок литрами с 40 воды. Итого с мотором приблизительно 185-190 кг.
Скорость замерить не смог, по моим прикидкам километров 20 в час выдает при такой загрузке и более-менее спокойной воде. На ручке чуть больше половины газа идти оптимально, далее чувствуется перекрут и начинаются более частые прохваты. Вода в тоннеле между баллонами с такой загрузкой кормы доходит "бурляком" до провисшего под моим весом дна, что хорошо ощущается голыми пятками. Таким образом, по спокойной воде без течения (водохранилище) испытание прошло достаточно успешно, теперь буду ждать случая испытать на реке с подъемом против течения.
Как мне кажется, на 100 мм поднимать транец можно смело. ИМХО
P.S. Единственный минус данной конструкции в том, что при увеличении высоты транца увеличивается и рычаг действия на лодку, что выражается в определенном "заминании" транца на ходу в баллон на месте их сопряжения. Можно было бы придумать систему растяжек для транца, но они сделают всю систему громоздкой. В общем, надо обмозговать...
"
Поэтому на своем катабайде в обязательном порядке буду наращивать транец. Пока думаю на таком варианте остановиться:
tranec.semrek.ru/А в идеале хотелось бы, что-то быстросъемное с возможностью регулировки на ходу. Похожее на это:
www.fishingsib.ru/forum/forum70/topic2421-4920.html#p373414P.S. Стандартные размеры транца катабайда Братан такие (на момент покупки лодки мной):
С уважением, Александр.
Ракета РС-380 + Tohatsu M9.8BS / Yamaha 9.9GMHS + парус Катайнена
Garmin Striker Plus 4CV